Диббук — злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, являющийся душой умершего злого человека. Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за своих преступлений (например, самоубийства) и ищет живой организм, в который может вселиться.
К счастью, диббук не может вселиться, в кого ему заблагорассудится. Чтобы стать домом для духа, надо совершить какой-нибудь серьёзный грех. Так что если вы никогда-никогда не делали ничего плохого, можете быть спокойны – диббук к вам и близко не подойдёт. Но даже если он в вас всё-таки вселился, ситуация не безнадежна. Его может прогнать раввин (при наличии соответствующей квалификации).
Предполагается, что душа, которая в своей земной жизни не закончила своё предназначение, может завершить его в форме диббука.
Концепция диббуков упоминается в каббалистической литературе с XVII века и похожа на демонов и духов, которых изгоняют в католической церкви в процессе экзорцизма.
Диббук изгоняется цадиком и десятью другими членами еврейской общины, которые при этом одеты в погребальные рубашки. При процедуре изгнания диббука сжигают ароматные вещества, читают молитвы и трубят в шофар.
После 1560 года тема диббука стала часто появляться в литературе. В начале XX века большой успех имела драма «Диббук» Семёна Ан-ского. Драма явилась классической диббук-постановкой и стала основой для дальнейшего художественного развития. «Диббук» был экранизирован в Польше и Израиле.
К теме диббуков обращался нобелевский лауреат Исаак Башевис-Зингер (роман «Диббук в Горае» или «Сатана в Горае»). В романе Ромена Гари «Пляска Чингиз-Хаима» диббук убитого еврея после окончания войны вселяется в своего убийцу-эсэсовца и порабощает его.
В XX веке появилось несколько опер с темой диббуков, а Леонард Бернстайн в 1974 году создал в Нью-Йорке балет «Диббук».
В современном кино диббуки встречаются в фильмах «Нерождённый», «Серьёзный человек» (оба 2009 года) и «Шкатулка проклятия» (2012 год).
Кадры со старым «диббуком»
Практически в каждой религии имеется свой набор притч о любви, добре и всяких других хороших и правильных вещах. Но, к сожалению, благостные истории действуют далеко не всегда и не на всех. И тогда дело перевоспитания грешников доверяется каким-нибудь ужасающим и отвратительным существам, которые на такой случай имеются в каждой духовной культуре.
Самые злобные монстры из разных религий мира
Преты
Преты – духи умерших из восточных религий вроде буддизма, индуизма и сикхизма. Если представители этих религий при жизни были жадными или завистливыми, то после смерти их души возвращаются обратно на землю и вынуждены вечно слоняться между живыми. Но это ещё полбеды. Преты испытывают постоянный, ненасыщаемый голод и жажду, которую невозможно утолить. Мало того, они ещё и разборчивы в пище, причём испытывают страсть, как правило, к чему-нибудь отвратительному – вроде человеческих фекалий. Обычно преты изображаются измождёнными созданиями с крошечными ртами и необычайно тонкими шеями.
Исполины
Голиаф, вполне возможно, был не только гигантом из Библии, но ещё и потомком целого рода гигантов, известных как «нефилимы» или «исполины». Мнения теологов относительно их происхождения разделились: одни считают исполинов детьми ангелов, которые вступили в связь с земными женщинами, другие убеждены, что они отпрыски братоубийцы Каина. Однако все сходятся в том, что исполины – гигантские и свирепые существа.
Пишачи
Ещё одна разновидность демонов из восточных религий. Пишачи – духи, которые получились из бывших мошенников, прелюбодеев, насильников и прочих грешников. Подобно другим существам из нашего списка, эти тоже могут менять облик или становиться невидимыми. Они могут завладевать людьми и причинять им физические или душевные страдания. Согласно описаниям в священных текстах, внешне Пишачи похожи на гуманоидов с тёмной кожей, красными глазами и выпирающими венами, которые покрывают их тела с головы до ног.
Ракшасы
В западной религиозной и поп культуре эти демоны умеют делать много всяких гадостей: то они вселяются в тела своих жертв, то манипулируют людьми, заставляя исполнять собственную волю, то в кого-нибудь превращаются… Но обычно каждый из них специализируется на какой-нибудь одной мерзости.
Ракшаса в индуизме и буддизме – совсем другое дело. Это бывшие грешники, которые обладают целым набором разнообразных способностей. Они могут и вселяться, и создавать иллюзии и налагать сильные заклятья. И явиться такой ракшаса может в любом облике – прекрасным или безобразным, мощным или чахлым, даже в виде животного, если это ему зачем-то понадобится. У этих существ есть собственный повелитель по имени Равана с десятью лицами и множеством рук – самый коварный из всех ракшас.
Джинны
Это совсем не те добрые старички, которые исполняют любые желания счастливцев, вызволивших их из волшебной лампы или кувшина. «Настоящие» джины, согласно исламским текстам – это народ, который живёт в параллельной с нами реальности. Они созданы из дыма и огня (как человек из глины). Аллах наделил их свободной волей, так что они могут сами решать, быть им добрыми или злыми – так же, как и люди. Дьявол, согласно тем же исламским текстам, когда-то тоже был джином по имени Иблис, но отказался поклониться Адаму, и был низвергнут из рая в преисподнюю.
Большинство известных джинов – существа пренеприятные, а особенно злобные называются ифритами. Это огромные крылатые существа из огня, бывают мужского и женского пола, живут под землёй и служат Иблису.
Веталы
Этим духам из индийской мифологии живые люди не интересны, они предпочитают вселяться в мёртвых. Когда ветала оккупирует труп, последний перестаёт разлагаться и опять может ходить по Земле как живой.
Считается, что веталы обладают всеведением – благодаря своей неумирающей природе. В отличие от зомби, ни кровь, ни плоть человека их не прельщает. Они мучают людей просто из вредности.
По-простому, веталы в индийской мифологии — это вампироподобные злые духи, которые могут вселяться в мертвецов и заставлять их действовать как живые люди. Входят в свиту бога Шивы.
Абаддон
Слово «абаддон» часто появляется в древних иудейских текстах и означает «разрушение». В христианских писаниях это слово тоже встречается, но уже персонифицированным – как существо, повелевающее бездной. В некоторых текстах говорится, что Абаддон сначала был ангелом по имени Муриель – тем самым, что собирал глину, из которой Бог создал Адама. Имеются указания и на то, что именно Абаддону было поручено заточить сатану в преисподней.
А более поздние тексты описывают Абаддона восседающем на троне и правящим армией саранчи – мистических существ, которые выглядят как лошади с человеческими лицами и скорпионьими хвостами.
Хуньдунь
Это существо встречается в текстах Древнего Китая, и по сей день продолжает оставаться одним из наиболее известных персонажей китайского фольклора. Согласно одной из легенд, Хуньдунь не имел ни лица, ни отверстий для органов чувств (глаз, ушей, ноздрей, рта), царил в центре мира и был воплощением хаоса. Его изображают либо как человекообразное существо без головы, либо как бесформенный мешок с короткими бесполезными конечностями.
Два других бога – Ху (внезапный) и Шу (быстрый) из самых добрых побуждений решили просверлить в Хуньдуне семь полагающихся каждому существу отверстий, чтобы он мог видеть, слышать, обонять и т.д. К сожалению, операцию больной не перенёс и через неделю скончался. Зато из его тела возникла Вселенная.
Ажи-Дахака
Зороастризм, когда-то считавшийся одной из основных мировых религий, теперь, в основном, ограничен территорией Ирана, Пакистана и Индии, и у него тоже имеются собственные монстры. Самым ужасным из них по праву считается Ажи-Дахака, который встречается и в общем иранском фольклоре.
Его описывают как змея, существо с шестью глазами, тремя ртами, тремя головами. Он знает все грехи мира и, если его ранить, то вместо крови из раны полезут змеи, крысы и насекомые. Ажи-Дахака, кроме того, один из главных персонажей, фигурирующих в зороастрийском апокалипсисе. Согласно пророчеству, он должен съесть весь домашний скот на Земле и треть всех людей.
У разных народов авестийское имя Ажи-Дахака немного отличается: персидский Заххак, средне-персидский Аждахак Беварасп, армянский Аждахак, тюркский Аждарха, балканский Асьтаха, таджикские аждахоры, узбекский Зохак и другие.
Син-тянь (Отрубленная голова)
Син-тянь – ещё один китайский бог и воин-великан, который служил императору Яню. Когда императора Яня разгромил Жёлтый император (легендарный правитель-основатель первого китайского государства), Син Тянь решил вызвать последнего на поединок. Жёлтый император опять победил, великана обезглавили, а голову спрятали в горе Чаньань.
Син-тянь не умер, а отправился на поиски утраченной головы. После долгих поисков, которые так и не увенчались успехом, он отрастил себе новую голову… прямо в туловище. Соски превратились с глаза, а пупок – в рот. Так Син-тянь стал безголовым гигантом, вечно воюющим с другими богами.
Дата: 23.08.2013 16:20