Чайные посиделки в русской живописи — это удивительный ритуал

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

«Чай умеют пить только в России» (И.А. Гончаров)

Традиционное русское чаепитие — это удивительный ритуал, не лишенный глубочайшей философии, пропитанный аурой таинственности и значимости происходящего. Ни одна чайная церемония не обходится только лишь вкушением напитка, она помогает обрести душевное равновесие, гармонию, достичь взаимопонимания между присутствующими. Чай давным-давно вошел в жизнь русского человека, став неким утешением в дни печали или, напротив, поводом разделить радость с близкими.

Философскую составляющую чайных посиделок не могли не заметить русские деятели искусства, а наиболее ярко и реалистично любовь России к чаю отражена в работах знаменитых художников. Чай вдохновил многих творческих людей на создание бесценных произведений искусства, посвященных этому напитку.

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Чай в живописи — это важный элемент искусства, который позволил художникам представить российскую культуру во всем ее великолепии и продемонстрировать миру самые яркие особенности русской души. Наряду с медведем, шапкой-ушанкой и балалайкой, чай стал атрибутом жизни русского человека, что отразилось на творчестве величайших художников России.

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Чайная философия в творчестве Б.М. Кустодиева

Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 — 1927 гг). Чаепитие за самоваром — частый сюжет его картин, посвященных народной, провинциальной и купеческой жизни России конца XIX — начала XX века. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). Роскошная сервировка стола, богатый самовар, чайник и чашка, расписанные золотом, — все эти элементы говорят, что перед нами успешная женщина. Яркие краски, безоблачное голубое небо, уют и гармония в сознании художника ассоциируются с традиционным чаепитием.

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Кстати, Кустодиев посвятил немало своих шедевров именно купеческому быту. Один из примеров — картина «Купец-сундучник» (1923 год), на которой купец в богатом одеянии торгует чаем и чайной утварью. И снова чай здесь — олицетворение благополучия, успокоения души.

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. Во время такого чаепития, как правило, решались важные деловые вопросы, обсуждались новости. Главной темой другой картины Кустодиева — «Извозчик в трактире» (1920 год) — служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Сам извозчик предстает перед зрителем как уставший от повседневных хлопот человек, отдыхающий за чашкой чая и задумчиво всматривающийся в мир за окном.

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Одной из самых глубоких с точки зрения чайной философии картин Б.М. Кустодиева можно считать работу «На террасе» (1926 год), в которой отражена традиционная черта русского чаепития, заключающаяся в объединении семьи. На террасе вокруг самовара собрались все члены дружной семьи, которые прониклись единой атмосферой покоя и любви.

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Сегодня может показаться, что исконно русские традиции чаепития с его незаменимыми атрибутами канули в Лету, уступив место современным веяниям и тенденциям. Однако философский взгляд Кустодиева по-прежнему актуален для нашей культуры, в которой еще сильны красивые традиции. Сам художник сказал: «Говорят, что русский быт умер. Это чепуха! Быта не убить, ведь быт — это человек!»

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Чай в жизни крестьян в картинах Н.П. Богданова-Бельского

Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 — 1945 гг.) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский»: крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям. Его картины отличает одна особенность — от них исходит доброта, которую художник вложил в свой труд. Чаепитие в его работах — это важный элемент, посредством которого живописцу удалось раскрыть душевный мир простого русского человека.

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Такие картины, как «Чаепитие у учительницы» и «День рождения в саду», показывают нам, насколько важен чай для русской культуры. Он сопровождает самые светлые и радостные события в жизни детей: встреча с любимой учительницей и долгожданный день рождения. А от удивительно трогательного образа ребенка, пьющего горячий чай из блюдца на картине под названием «Мальчик за чаем», просто невозможно оторвать взгляд. Кажется, будто за чашкой чая мальчик погрузился в свои добрые, по-детски наивные мечты.

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Сюжет одной из самых известных картин Богданова-Бельского «Новые хозяева» несколько отличается от его остальных работ, связанных с чаепитием. События, происходящие на картине, были характерны для всей России: разорившиеся дворяне продавали свои усадьбы и поместья разбогатевшим купцам и крестьянам. Остатки былой роскоши, в том числе дорогая мебель, часы и картина в тяжелой раме, контрастируют с грубой одеждой новых хозяев, которые, задумавшись в тишине, пьют чай.

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Чаепитие в трагичных сюжетах

Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 — 1882 гг.) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. Сцена чаепития у Перова превратилась в самую настоящую обличительную картину. Самовар на столе будто делит полотно на два «мира»: на одной стороне — толстый, сытый поп, а на другой — нищие мальчик и старик. Социальную драму усиливают орден героя Крымской войны на груди у старика и темные коричневые тона, в которых написано полотно.

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 — 1958 гг.) «Житейская проза» (1892-1893 гг.). В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития. Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. Пусть герои и связаны между собой композиционно, но каждому из них близки чувства одиночества, безысходности, тоски. Чаепитие, которое по традиции призвано сближать людей, в данном случае как бы отдаляет их друг от друга.

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Стоит отметить, что традиционной русской чайной церемонии посвящено множество картин, а описанные выше полотна — только некоторые из них. Чай в живописи — это не просто декорация, а важный элемент, который несет в себе серьезную смысловую нагрузку. Этот напиток сопровождает человека в течение всей жизни, выступая в качестве своеобразного символа его духовного мира. Ведь в моменты истинного наслаждения, которое способен подарить легендарный напиток, человек открывает свою душу, сближаясь с окружающим миром.

источник

Чайные посиделки в русской живописи   это удивительный ритуал

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.