Зачем в Средние века зрители казни пытались купить части убитого

Зачем в Средние века зрители казни пытались купить части убитого

Зачем в Средние века зрители казни пытались купить части убитого

Средневековые публичные казни для горожан того времени были одним из немногих доступных развлечений. Однако, помимо желания увидеть страшное зрелище, у них была и другая причина дежурить рядом с виселицей. Больные стремились купить какую-нибудь часть тела убитого, чтобы с ее помощью исцелиться.

«Лучше всего подходят рыжие 24-летние мужчины»

Практику употреблять человеческую плоть в лечебных целях ввели медики Средневековья и Нового времени — среди них распространилось мнение, что трупы — панацея от всех болезней. Одним из главных сторонников такого подхода был швейцарский оккультист-целитель Парацельс, настаивавший на существовании в человеческом теле нескольких важных элементов, в том числе spiritus animalis (животной души).

Зачем в Средние века зрители казни пытались купить части убитого

«Предпочитались трупы умерших насильственной смертью, так как считалось, что все организмы имеют предопределенную продолжительность жизни. Следовательно, если человек умер неестественным способом, из трупа можно извлечь остаток неизрасходованного еще запаса жизненной энергии и, соответственно, вкусив его плоти, можно заполучить оставшиеся годы его жизни», — пишет исследователь Денис Абсентис.

Парацельс особенно ценил «лечебный потенциал» тел повешенных рыжеволосых мужчин 24 лет — люди с этим цветом волос, по его мнению, имели «легкую кровь» и «здоровую плоть». Следуя подобным увещеваниям, в Дании толпы больных эпилепсией стояли рядом с эшафотами, подставляя чаши к безголовым телам. Они думали, что вытекающая из еще шевелящегося тела преступника кровь обладает целебными свойствами. Палачи продавали трупы казненных врачам, а похороненных иногда обычные люди тайком выкапывали из могил.

Зачем в Средние века зрители казни пытались купить части убитого

Мумии: местные и завозные

Останки людей перерабатывали в лекарственные средства. Еще в XVII веке для этих целей расчленяли тела казненных преступников, а также умерших нищих и даже больных проказой. Выдерживать человеческое мясо в винном спирте, а затем вялить на солнце предлагал фармаколог из Германии Иоганн Шредер. Похожим рецептом пользовался ученик Парацельса Кроллиус, однако он уточнял, что из кусочков мяса нужно вытопить весь жир. Из него отдельно изготавливали целебную мазь от артрита и ревматизма.

Возможно, что мода на бальзамирование человеческой плоти появилась после знакомства европейцев с египетскими мумиями. В том, что они сохранялись в течение тысячелетий, видели признак целебной силы. Поэтому попавшие в Европу мумии стали перетирать в порошок и употреблять внутрь.

Целебные препараты получали не только путем мумификации. Например, была известна рецептура приготовления «божественной воды» — труп резали на мелкие кусочки, которые затем перегонялись в жидкость. Для этого обычно брали тело человека, умершего насильственной смертью и при жизни не имевшего проблем со здоровьем. А король Карл II лечился с помощью капель, сделанных из человеческих черепов по методу того же Парацельса.

«Медицинское» людоедство, как утверждает историк Ричард Сагг, было не маргинальной тенденцией, а одной из распространенных практик своего времени. Снятие моральных запретов на каннибализм ученые связывают с бедственным положением людей в Средние века. Регулярно переживая голодные годы, многие европейцы пробовали человеческую плоть, и некоторые даже находили ее приятной на вкус.

Зачем в Средние века зрители казни пытались купить части убитого

За пределами Европы

Традиция приписывать плоти покойников целебные свойства существовала и в других древних культурах. На мусульманском Ближнем Востоке удачей считалось купить на базаре снадобье под названием «медовый человек». Поедание законсервированного в меду трупа должно было принести долголетие. А в Китае существовало поверье, что больному чахоткой достаточно обмакнуть пампушку в кровь казненного преступника и съесть ее, чтобы выздороветь. Уже в XX веке был задокументирован случай, произошедший во время казни революционера Сюй Си-линя в 1907 году. Его сердце вырвали из тела и отдали на съедение охранникам. Подобные действия также объяснялись верой в присутствие жизненной энергии, которую китайцы называли «ци».

Зачем в Средние века зрители казни пытались купить части убитого

Тимур Сагдиев

отсюда

27/02/19

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.