Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

В 1950 году американский писатель Роберт Сильвестр написал роман «Вторая древнейшая профессия» (англ. The Second Oldest Profession). Эпиграф романа звучал так: «Газетное дело — профессия столь же древняя, как… словом, это вторая древнейшая профессия» (под первой автор подразумевал проституцию).

10 интересных фактов о журналистике

«Мы, журналисты, говорим публике, куда прыгнула кошка. Дальше публика уже сама занимается кошкой», — так когда-то охарактеризовал представителей второй древнейшей профессии владелец медиагиганта «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) Артур Сульцбергер.

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

Кто обходит их десятой дорогой и называет «журналюгами». Другие же боятся портить с ними отношения и всячески стараются попасть в объективы видеокамер или фотоаппаратов, просятся на съемки программ и на интервью. Это все о них — «акулах пера». 8 сентября работники СМИ всего мира празднуют свой профессиональный праздник — День солидарности журналистов.

АиФ подготовил 10 интересных фактов о журналистах и журналистике, которую считают то «пятым колесом», то «четвертой властью» в государстве.

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

Самая популярная газета в мире

Журналистика зародилась в Европе еще в Средневековье. Прародителями нынешних работников СМИ можно считать глашатаев, курьеров и герольдов, которые на центральных площадях городов и сел зачитывали указы монархов.

По сути издания, которые зародились много веков назад, но смогли удержать свои позиции и в XXI веке должны быть наиболее популярными среди читателей. Ан нет! Мировое лидерство принадлежит национальной японской газете «Йомиури симбун». Ежедневно ее читают примерно 10 млн человек, что сравнимо с населением Швеции или Венгрии.

Первый номер «Йомиури симбун» вышел 2 ноября 1874 года. Издание не только имеет свои представительства в наиболее крупных городах Японии, но и издает газету «Дейли Йомиури» (The Daily Yomiuri) — печатное средство массовой информации для японцев на английском языке, которое сейчас называется «Джепен ньюз» (The Japan News).

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

Журнал о богатстве и для богатых

Представьте себе издание, чья обложка украшена чистым золотом и инкрустирована бриллиантами. Именно такое необыкновенное оформление имеет эксклюзивное издание «Роял репорт» (Royal Report).

СМИ посвящено новостям и статьям о роскоши. И не только пишет о богатстве, но и предоставляет возможность получить райское наслаждение. За 229 тыс. долларов читателю предоставят годовую подписку на «Роял репорт» и право отдыха на любом из мировых курортов четыре раза в год. Приятный бонус — 12 часов полетов на частном реактивном самолете.

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

Табу на новости в Твиттере

У журналистов информационных агентств, наверное, самые быстрые ноги и скорость набора текста на клавиатуре. Отметим, что оперативностью, актуальностью и ценностью они зарабатывают себе имя. Но развитие информационных технологий и социальные сети смогли стать конкурентами для информационных агентств.

В стремлении быть первой и подавать уникальные новости компания «Би-би-си» (ВВС) запретила своим работникам публиковать новости на странице в Twitter, не уведомив перед этим коллег о том, что произошло.

Редактор по социальным медиа «Би-би-си» Крис Хамильтон официально объяснил решение компании тем, что приоритет медийного гиганта — оповещение не только читателей микроблога в социальной сети, но и всей аудитории информационного агентства.

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

Самое длинное название украинского СМИ

22 слова — именно столько надо было выговорить украинцу в XIX веке, чтобы купить газету под названием «Всеобщий дневник земских законов и правительства для коронной области Галиции и Володимерии с княжеством Освецимским и Заторским и с большим княжеством Краковским».

«Газета-сороконожка» издавалась во Львове кириллицей и готикой и смогла продержаться всего с 1851 по 1852 годы. Населению не пришлись по душе заметки журналистов, поэтому «Всеобщий дневник…» канул в лету, оставив о себе память только в учебниках по истории отечественной журналистики.

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

Неологизм от певца Александра Градского

Не раз журналистам задают вопрос о происхождении слова «журналюга», полагая, что представители второй древнейшей профессии знают ответ на 100%.

В 1991 году в эфире программы «Пресс-клуб» разгорелся спор между российским исполнителем Александром Градским и телеведущей Кирой Прошутинской. В пылкой дискуссии певец впервые применил слово «журналюга», которое позже стало широко использоваться в народе.

Чтобы понять смысл неологизма, можно вспомнить его итальянский эквивалент «папарацци» — недобросовестный журналист, готовый переступить через нормы морали и закон, чтобы добыть новость-сенсацию.

Сам Александр Градский сознался, что не стремился обидеть журналистов подобным словом. За «журналюгой» для него скрывался иной смысл, аналогичный «репортерищу».

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

Львов — колыбель украинской журналистики

Журналистика на территории Украины появилась на 150 лет позже, чем в Европе, ведь в XVIII веке украинский народ не мог развиваться самостоятельно, находясь под властью двух государств. Если в Российской империи запрещали печатать книги на украинском языке, то на Западной Украине условия были немного лучше.

Самым первым изданием, более-менее похожим на периодику, стал однодневный информационный листок «Львовский курьер», вышедший на польском языке 9 июля 1749 года. А уже первой газетой на территории украинского государства принято считать еженедельник Gazette de Leopol («Львовская газета»). На протяжении 1776 года жители и гости Львова могли читать о невероятных событиях — на то время издатели уже любили шокировать читателей «фантастическими» фактами — и узнавать об открытиях новых цирюлен.

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

Еженедельник для едоков

В Париже издатели решили с креативом подойти к выпуску печатного средства массовой информации. Понимая, что большинство французов пролистывают газеты во время приема пищи, они создали издание из специальной водонепроницаемой бумаги.

Над названием не пришлось долго раздумывать — «Соль и перец» пришелся как нельзя кстати. Своей идеей издатели избавили от мучений тех, кто читает газеты, не отрываясь от обеденного стола.

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

Альманах… для личной гигиены

В XIX веке особую популярность получил американский альманах, выпуском которого убили сразу двух зайцев — ознакомили с полезными статьями по сельскому хозяйству и решили проблему с личной гигиеной у читателей.

«Альманах старого фермера» издавался на мягкой бумаге, а в правом верхнем углу имел небольшое отверстие. Прессу после прочтения вешали на гвоздь в туалете и использовали ее как туалетную бумагу.

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

13-летний мальчик помог СМИ побить рекорд

Новость о 13-летнем мальчике Альфи Паттене, который усыновил собственного ребенка, взорвала Интернет после публикации в британском таблоиде «Сан» (The Sun). 8,8 млн человек буквально за неделю «проглотили» информацию английских журналистов и помогли изданию стать рекордсменом.

В течение первых суток видеоролик о Альфи Паттене и его 15-летней возлюбленной Шантель Стедман просмотрело более 4 млн человек, а сам факт рождения ребенка в столь раннем возрасте обсудили на форуме около 180 тыс. пользователей.

Из-за внушающих цифр таблоид попал в поле зрения общественной комиссии по жалобам на СМИ. Вот и стремись к рекорду после этого!

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

«Плейбой» для слепых

Не удивляйтесь, если на какой-нибудь из столичных барахолок увидите журналы «Плейбой» (Playboy), набранные шрифтом Брайля. В 1970 году издательский дом «Плейбой интерпрайзис» (Playboy Enterprises) решил преподнести подарок слепым. На тот момент можно было только прочитать «Плейбой», но никак не «увидеть» замечательные творения фотографов и снимки с шикарными моделями.

Четыре года назад канадский фотограф Лиза Мерфи смогла решить проблему с картинками и начала издавать эротический журнал «Тэктил майндс» (Tactile Minds, в переводе с английского — «Тактильные мысли»). Девушка уверена, что тем самым смогла занять пустую нишу на книжном рынке.

Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.