Гопак и другие украинские танцы в живописи

Гопак и другие украинские танцы в живописи

Украинский народный танец развивался на протяжении всей истории Украины и впитал в себя результаты многовекового становления украинской самобытности. Причем, в каждой области Украины свои особенности народного танца по темпу, шагам, прыжкам и проходкам.

В этой статье можно увидеть некоторые картины, посвященные украинскому народному танцу, и прочитать некоторые интересные факты.

Юрий Евдокимович Баликов (род. 1924) Украинский танец. 1986 г.

Эдуард Евгеньевич Павлов (Украина, род. 1937) Танец 1986 г.

Веселовский Детали триптиха «Гуцулы». 1937 г.

Амвросий Андреевич Ждаха (Украина, 1855—1927) Гопак. Серия почтовых открыток на темы украинских народных песен. 1911—1912 гг.

Всемирно известным, без сомнения, является украинский танец гопак, он, своего рода, визитная карточка украинского танцевального искусства, и об этом танце обычно пишут: «В гопаке сосредоточена вся украинская душа».

Возникновение гопака связывают с казаками Запорожской Сечи в XVI—XVIII веках. Первоначально гопак считался исключительно мужским танцем, в котором исполнители демонстрировали силу, ловкость и героизм. Это были, своего рода, боевые тренировки казаков. Недаром же в последнее время в Украине появились школы «боевого гопака», которые ничем не уступают известным школам восточных единоборств.

Женщины в гопаке появились позже, благодаря основателю и руководителю Государственного ансамбля народного танца Украины Павлу Павловичу Вирскому, который и создал композицию этого известного нынче народного танца на основе классики и фольклора.

Основными движениями гопака являются бегунец, веревочка, ковырялочка, pas de basque и низкие голубцы. Мужчины — танцоры выполняют виртуозные присядки, прыжки и вращения, каждое движение при этом является практически трюком. Среди основных — «разножка» (шпагат в прыжке, когда ноги и руки разносятся в разные стороны), «паучок» (танцор в присядке опирается сзади на руки и перемещается по кругу, выбрасывая ноги вперед), а также кабриоли, прыжки «кольцо», «ястреб» и «жабка», присядки «ползунец», «метелочка» и «подсечка», вращения «мельница», «бочонок» и «гарбуз».

Гопак, являясь веселым, искрометным и темпераментным танцем, не раз включался композиторами в оперы и балеты. Среди известных — балеты «Гаянэ» Хачатуряна, «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого, «Конёк-Горбунок» Пуни, «Маруся Богуславка» Свечникова, оперы «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, «Энеида» Лысенко, «Мазепа» Чайковского.

Алексей Геннадиевич Кулаков (Украина, род. 1967) Военный танец «Сиговый гопак». 2012 г.

Наталья Папирная (Украина) Украинский танец. 2011 г.

Алексей Геннадиевич Кулаков и Наталья Папирная (Украина) Свадьба. 2010 г.

Алексей Геннадиевич Кулаков (Украина, род. 1967) Гопачок. 2005 г.

Алексей Геннадиевич Кулаков (Украина, род. 1967) Этюд танцующей девченки. 2010 г.

Вообще, украинские танцы можно поделить как по жанрам, так и по этническим направлениям народностей, населяющих страну.

Так, к обрядовым танцам относятся «Веснянки», «Гаёвки», «Рохулки», всевозможные хороводы, которые берут свое начало в ритуальных праздниках язычества. Эти танцы и по сей день остаются любимой темой хореографов.

Второй большой группой считаются украинские бытовые танцы. Они возникали во всех регионах страны, как в центральных областях вокруг Днепра (Козачок, Гопак), так и на западе, в Карпатах (Коломыйки, Гуцулка).

Третьим типом украинских народных танцев являются сюжетные танцы, которые основаны на движениях, подражающих работе определенных групп людей и использовании в сюжете пантомимы. Яркими примерами могут служить танцы «Шевчики» (Сапожники), «Ковали» (Кузнецы), «Косари», всевозможные композиции, рассказывающие истории на ярмарках, сельских праздниках, свадьбах и т.д.

Роман и Надежда Федишин (Украина) Серия «Гуцульский танец».

Надо отметить, что задолго до Павла Вирского популяризацией украинского танца занимались многие видные деятели украинской культуры, и эмигрировавшие после 1917 года на Запад — в Канаду и Австралию (где и поныне живут огромные диаспоры украинцев), и появившиеся в Украине в советскую эпоху.

Среди имен, которые раньше были преданы забвению, можно назвать актера, хормейстера и музыковеда Василия Верховынца (настоящая фамилия — Костив, 1880-?), который в 1919 году издал книгу «Теория украинского народного танца», где впервые классифицировал различные шаги и ввел терминологию.

Основываясь на работе Верховынца, его дело продолжили за рубежом Василий Авраменко (1895—1981), эмигрировавший в 1925 году в Канаду, Владимир Кания и Наталия Тыравская, основавшая в 1952 году в Сиднее украинский Национальный балет, позже переименованный в ансаммбль «Веселка».

В самой Украине национальное танцевальное искусство пропагандировали Павел Вирский и Николай Болотов, основавшие в 1937 году Государственный ансамбль народного танца Украины, Ярослав Чуперчук, основавший в 1946 году ансамбль песни и танца «Галичина», руководитель ансамбля танца «Днепряна» Ким Василенко, составивший «Словарь украинского народного танца». Надо заметить, что здесь перечислены только самые известные имена.

Анжела Валерьевна Моисеенко (Украина, род. 1970) Гопак. 1997 г.

Анна Владимировна Хомчик (Украина, род. 1976) Радостная свадьба. 2011 г.

Анна Владимировна Хомчик (Украина, род. 1976) Буковинский танец. 2010 г.

Анна Владимировна Хомчик (Украина, род. 1976) Полька. 2008 г.

Возвращаясь к теме многообразия украинского танца — это связано с разными этнокультурными областями страны, в которых изначально были своя собственная музыка, языковой диалект, народные костюмы и традиции. Понятное дело, не получится поместить здесь подробное исследование на тему различий украинского танца по областям. Поэтому перечислим лишь сами регионы и названия популярных танцев.

Например, в центральной и восточной Украине, на Полтавщине популярны «Гопак», «Казачок», «Ползунец», сюжетные композиции о чумаках.

Горцы, населяющие Карпаты и именуемые гуцулами, славится своими танцами «Гуцулка», «Коломыйка», мужским танцем «Аркан», многие танцевальные па которых взяты из смежной с румынскими областями Буковины. Буковинские же танцы воплотили в себе многое из народной хореографии румын и молдаван, ведь исторически Буковиной управляло долгие годы румынское княжество. Танцы в этом регионе отличаются множеством дробей и ударов ног.

А вот на Волыни, расположенной на северо-западе Украины шаги танца характеризуются энергичными скачками и высоко поднимаемыми ногами. Танцы в этой области были под влиянием традиционных польских народных танцев, из-за географической близости Волыни с Польшей.

Танцы Полесья основаны на характерных высоких движениях колен, визитной карточкой региона считается танец с польским названием «Мазурочка».

Традиции танцев украинского Закарпатья основаны на широких движениях, самым известным танцем здесь считается «Березнянка».

Существует также, при географической близости, различия между народными танцами Подолья, Бойковщины (северные и южные склоны Карпат, где расположены ныне горные районы Львовской и Ивано-Франковской областей) и Лемковщины (историческая земля расселения лемков, расположенная нынче на территории юго-востока современной Польши, Словакии и Закарпатской области Украины).

Впрочем, о тонкостях, характерной хореографии и традициях украинского народного танца в разных регионах Украины следует рассказывать не мне, а исключительно специалистам, понимающим особенности, исторические условия и т.д.

Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Коломыйка. 2012 г.

Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Гаёвка. 2009 г.

Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Танец весны. 2008 г.

Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Радостный танец 2012 г.

Использованы материалы украинской Википедии и веб-сайты, посвященные хореографии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.