Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Я могу все объяснить: самые-самые… знаменитые сюжетные дыры

Никто не идеален. Память писателей и сценаристов не бесконечна. И даже В лучших книгах, фильмах и играх Возникают нестыковки, логические противоречия, ляпы — одним словом, сюжетные дыры.

Нестыковки есть даже в такой классике, как «Властелин колец», «Матрица» и «Назад в будущее». Каждая из них — предмет бесконечных споров, и некоторым в прошлом посвящали целые статьи. Но мы слишком любим эти истории, чтобы просто тыкать пальцем в ошибки. Поэтому мы не только Вспомним знаменитые сюжетные дыры, но и постараемся найти каждой из них разумное объяснение.

10 место. «Матрица» — Встреча Сайфера и Смита

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Не все бойцы сопротивления в «Матрице» были героями. Один из них, Сайфер, хотел забыть страшную правду, что наш мир порабощён машинами, и вернуться в сладкие объятья симуляции. Желательно — в качестве рок-звезды или популярного актёра, чтобы провести свои виртуальные дни в наслаждениях. И ради этого он был готов продать с потрохами Избранного и своих товарищей. Об этом предатель договорился с агентом Смитом за ужином, который они провели внутри Матрицы. После чего Сайфер спокойно отключился от сети и вернулся в реальный мир.

Стоп, минуточку. И до, и после этой сцены нам неоднократно показывали, что вход и выход в Матрицу — это сложнейшая процедура, которую проводит оператор, сидящий за компьютером. Нельзя просто воткнуть себе в затылок штырь, и уж тем более нельзя его самому вынуть, когда ты находишься в Матрице! Сайфер мог отлучиться на встречу со Смитом во время вылазки с товарищами, но все бы заметили его отсутствие. И уж точно у него не было бы времени вальяжно пожёвывать деликатесы, комментируя их вкус.

НА САМОМ ДЕЛЕ …

Самое вероятное объяснение: Сайфер изобрёл код, который позволял ему входить в Матрицу без оператора. Остальные о таком способе просто не знают. На это указывает сцена, в которой Нео напугал своим появлением что-то кодящего Сайфера. А чтобы выйти, изменник мог заранее установить соединение с телефоном и взять трубку после разговора со Смитом.

Возможен и другой варианты Например, что в команде «Навухудоносора» был не один, а два предателя. Но имя второго мы не узнаем, потому что неблагодарный Сайфер его убил. Как вариант, помощник был использован вслепую, не зная, чем занимается Сайфер в Матрице.

9 место. «Хэнкок» — Так вы теряете силы или нет?

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Эта комедия рассказывает о простом чёрном супергерое по имени Хэнкок. Он пьёт, ночует на улице, носит дурацкую вязанную шапочку, а при попытке совершить подвиг больше ломает, чем спасает. Так продолжается, пока он не встречает специалиста-пиарщика, который берётся сделать из него настоящего супергероя. Хэнкок берёт себя в руки, бреет противную щетину и становится героем всего города.

Вот только жена пиарщика Мэри почемуто невзлюбила Хэнкока и велела ему держаться от неё подальше. А когда он не послушался — отходила беднягу по мордасам, сокрушив его чёрным телом несколько домов посреди Лос-Анджелеса. Оказалось, что до потери памяти Хэнкок был с ней знаком, но они специально расстались, потому что вблизи друг друга теряют суперспособности.

Такое откровение очень странно звучит в устах человека, который только что отпинал супергероя и сломал несколько зданий. Разве Мэри не должна была потерять силы в присутствии Хэнкока? Это основа всего сюжетного конфликта — и при этом она полностью игнорируется в ключевой сцене!

НА САМОМ ДЕЛЕ…

Возможно, на потерю способностей требуется некоторое время, проведённое вместе. Впрочем, оправдывать эту дыру не хочется: подобные ляпы испортили вторую половину комедии, которая так хорошо начиналась. «Хэнкок» — из тех фильмов, которые стоит досмотреть до середины и бросить.

8 место. Fallout 3 — Почему герой должен идти на смерть?

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Финал игры Fallout 3 даёт игроку выбор: красиво погибнуть ради спасения жителей Пустоши или струсить и пожертвовать товарищем. Необходимо войти в рубку управления очистителем воды и запустить его, и тогда на Пустошах никто больше не будет страдать от радиации. К сожалению, в самой рубке уровень радиации смертельный. Кто-то должен пожертвовать собой: рыцарь Братства Стали или мы… Или активировать очиститель мог бы супермутант Фоукс, которого игрок может сделать своим спутником. Или гуль Шерон. Или робот RL-3. Всем им не вредит радиация, и они, в отличие от нас, не умрут, войдя в рубку. Фоукс при первой встрече именно этим и полезен — он выносит из заражённого хранилища нужный нам предмет. Почему бы ему не повторить тот же трюк, раз ему это ничего не стоит?

Но почему-то такой возможности игра не даёт. В одних версиях диалоговой опции просто нет, а в других спутники отказываются. Кое-кто из них даже осуждает Жителя Убежища за то, что он пытается выжить. Разработчики так хотели сделать трагическую концовку, а ты, гад, увиливаешь!

НА САМОМ ДЕЛЕ…

Возможно, за время совместных странствий спутники разочаровались в Жителе Убежища и желают ему смерти? А спасать Пустоши им резона нет — супермутант, гуль и робот проживут и с заражённой водой. Вот Фоукс и стоит в сторонке, ухмыляясь, как зелёный тролль. Концовку исправили в DLC Broken Steel, и теперь любой из спутников с радостью поможет герою. Но не раньше, чем вы заплатите Bethesda за дополнение.

7 место. Алиса Селезнёва — И её непостоянный мир

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Сюжетные дыры случаются даже в пределах одной книги или фильма, что уж говорить о длинных книжных сериях! Повести Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой полны мелких и крупных нестыковок в описаниях мира будущего.

То в будущем коммунизм и деньги нужны только на отсталых планетах, а то герои покупают фрукты или билеты. То Алиса учится во втором классе, а то рассказывает детям из прошлого, что в её времена нет классов в принципе. В одной повести насморк называют последней непобеждённой болезнью, а в другой Алиса хвастает, что люди будущего не простужаются. Героиня вовсю пользуется шапкой-невидимкой в «Путешествии Алисы», а потом называет её ненаучной выдумкой. Мальчику Коле Сулиме в повести «Сто лет тому вперёд» гостья из будущего обещает, что он изобретёт машину времени, а в «Дне рождения Алисы» мы читаем, что её создал какой-то академик Петров.

НА САМОМ ДЕЛЕ…

«Алиса утверждает», «Алиса говорит»… Больше половины нестыковок в книгах Булычёва исчезает, если допустить, что Алиса часто и нагло врёт. Характерно, что большая часть сюжетных дыр приходится на сериал «Гостья из будущего» и его первоисточник, повесть «Сто лет тому вперёд». Детям из XX века Селезнёва описала совершенно не то будущее, что мы знаем по другим книгам.

Зачем ей врать? Возможно, она просто боится изменить историю, разболтав лишнее людям из прошлого. Но есть и более фантастическая версия.

6 место. «День независимости» — Пришельцы на Mac OS

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Какими компьютерами пользуются цивилизации, на много порядков превосходящие землян в развитии? Судя по фильму Роланда Эммериха «День независимости» — такими же, как мы в конце XX века. Если бы не это, Уилл Смит и компания не смогли бы взломать защиту материнского корабля пришельцев, которые почти уже поработили Землю. Вирус, который написал учёный доктор Левинсон, проник в операционную систему инопланетян, отключил их силовые щиты и позволил землянам расстрелять их обычными ракетами с истребителей.

Это ключевой момент сюжета — без вируса человечество к финалу картины драило бы гальюны на летающих тарелочках.

И он не выдерживает никакой критики. Неужели на другом конце галактики пользуются земными языками программирования?

НА САМОМ ДЕЛЕ…

Перед нами один из тех случаев, когда проблема возникла из-за сокращения фильма на монтаже. В вырезанной сцене доктор Левинсон изучает инопланетный компьютер и утверждает, что его программное обеспечение неожиданно похоже на земное и может быть легко взломано.

Эта сцена не снимает всех вопросов, потому что сама вероятность такого чудо-совпадения крайне мала. Но, по крайней мере, создатели попытались оправдаться. А потом махнули на это рукой, решив, что эта проблема мало кого будет волновать. И были правы, судя по тому, сколько «День независимости» собрал в прокате.

5 место. Final Fantasy VII — Почему не воскресить Айрис?

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Спойлер: в Final Fantasy VII Айрис Гейнсборо погибнет. Сефирос проткнёт её своим невыносимо длинным мечом, пока она будет молиться. Эта сцена заставит плакать даже самых чёрствых циников. Правда, чёрствые циники будут плакать со словами: «Почему? Ну почему Клауд не мог её просто воскресить? Он же всю игру воскрешал спутников после битвы! Да его самого в прошлом воскрешали!»

Подобные сюжетные дыры часто всплывают в играх, да и вообще в фантастике, где есть магия, позволяющая воскрешать мёртвых. Но именно в Final Fantasy невозможность вернуть к жизни Айрис буквально режет ножом по сердцу. Как рассказал разработчик Final Fantasy VII Тэцуя Номура, он хотел подчеркнуть, что смерть редко бывает героической и жертвенной. В жизни она обычно происходит по случайности или по неосторожности.

Но в случае с Айрис проблема, на первый взгляд, в том, что Клауд пожадничал использовать магию. Причём не в первый раз — похожие вопросы вызывает сцена с отцом Рэда XIII в той же игре.

НА САМОМ ДЕЛЕ…

В Final Fantasy официально считается, что «убитые» в бою персонажи на самом деле не мертвы, а просто лежат без сознания. Магия лечит умирающих, но не тех, кто уже умер. Правда, это противоречит описанию предмета «Перо феникса», согласно которому он, цитируем, «возвращает жизнь». Так что, похоже, создатели Final Fantasy всё-таки запутались в терминологии.

Спасти Айрис можно, если воспользоваться багом в PC-версии игры. Он позволяет попасть почти на любой этап игры, сохраняя при этом Айрис членом отряда.

4 место. «Назад в будущее 2» — Куда вернулся Бифф?

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Фантастика о путешествиях во времени — просто кладезь нестыковок и парадоксов. Каждый автор придумывает свои правила работы временного континуума, которым со временем становится трудно следовать. Эта проблема касается даже лучших историй — таких как «Назад в будущее 2».

В этом фильме, когда Марти и Док попали в 2015 год, их прилёт заметил пожилой Бифф Таннен — гопник на пенсии. Он догадался, что перед ним — машина времени, угнал её и отдал самому себе из прошлого спортивный альманах с результатами соревнований. Делая ставки согласно альманаху, молодой Бифф должен был сказочно разбогатеть. Затем пожилой Бифф сел обратно в DeLorean и поехал назад в будущее… где ничего не изменилось, несмотря на его действия. И чего ради старался?

НА САМОМ ДЕЛЕ…

По первоначальной версии, вернувшись в своё время, Бифф должен был исчезнуть, как исчезали заголовки новостей в газетах, когда Док и Марти меняли прошлое. Предположительно он уступил место богатому старику — Биффу 2.0. Эту сцену сняли, но вырезали из прокатной версии. И правильно сделали, ведь она породила бы ещё большую дыру. Если Бифф, изменив прошлое и вернувшись в будущее, исчез, почему этого не произошло с Марти в предыдущем фильме? Оставив судьбу старого Биффа за кадром, Земекис избежал нестыковки.

Рискнём предположить, что мир 2015 года всё-таки превратился в мир победившего Биффа, просто Док и Марти не успели этого заметить. Они улетели в прошлое буквально через минуту. А вот Бифф остался и если не исчез, то сто раз пожалел о своей авантюре. Только представьте, как он объясняет охране своего особняка, что их босс-миллионер лишился памяти, ключей и подтянутого хирургами лица!

3 место. «Властелин колец» — Как насчёт орлов?

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

В трилогии «Властелин колец» орлы играют роль спасительного «рояля в кустах», который появляется, когда автор того пожелает. Когда Гэндальф оказался в плену у Сарумана, он позвал на помощь орла Гваихира — и мага унесли на волю. Сразу после этого Гэндальф организовал экспедицию в Мордор, от которой зависела судьба всего мира. На чём? На своих двоих, конечно! Нечего всяким Бродяжникам и гномам летать на священных орлах Манвэ! Но каждый раз, когда Гэндальфу требовалась помощь, к нему снова прилетали птицы. И раньше, в трилогии «Хоббит», они спасли его волшебную шкуру от гоблинов. Доставить сразу к Одинокой горе? Как-то не подумали…

Толкин понимал, что создал «бога из машины». Поэтому, когда в первом сценарии к экранизации «Властелина колец» сценарист попытался расширить роль орлов, Профессор наложил на это запрет. Негоже, мол, разбрасываться божественными дарами и обесценивать подвиг Фродо. Но если отбросить возвышенные материи и рассуждать логически, разве герои не должны были задуматься о помощи орлов? Для них-то это была не красивая легенда о героизме, а операция по спасению родного дома!

НА САМОМ ДЕЛЕ…

От Ривенделла, где собралось Братство Кольца, до Мордора попросту слишком далеко. Ни до, ни после орлы на такое расстояние никого не возили. Возможно, Гэндальф собирался их позвать в конце пути, чтобы перелететь через стены Мордора (он так в итоге и сделал). Но братство распалось задолго до этого. Что до «Хоббита», объяснение есть в тексте самой книги. Орлы просто отказались лететь в сторону Эсгарота, где люди не любят птиц и стреляют в них.

2 место. «Терминатор» — Туры в прошлое для нудистов

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Чуть ли не первое, что мы видим в первом и втором «Терминаторах», — голая задница Арнольда Шварценеггера, которому срочно нужны одежда, обувь и мотоцикл. Голый он потому, что путешествовать во времени может только живая плоть. Или хотя бы машина, покрытая живой плотью. По той же причине голыми прилетели Кайл Рис и терминатор Т-1000…

Стоп, а этот-то как вообще в прошлое попал? У Т-800 есть хотя бы оправдание, что его металл скрыт под искусственной кожей. Но Т-1000 состоит из жидкого металла. Он может превращаться в лужу на полу и проходить сквозь решётки — какая уж тут плоть! То же касается и T-X из «Восстания машин», и робо-Коннора из «Генезиса».

Понятно, зачем Джеймсу Кэмерону понадобилось это ограничение. Иначе возникли бы вопросы, почему Скайнет и Коннор не послали в прошлое бойцов, до зубов вооружённых техникой будущего. А на её изображение у Кэмерона денег тогда не было. Но во второй части ограничение стало мешать сценаристам, и те его просто проигнорировали. И были правы. Только представьте, что лучшую часть серии, «Терминатор 2: Судный день», не сняли, потому что какой-то умник нашёл мелкую нестыковку с первой частью!

НА САМОМ ДЕЛЕ…

О том, что путешествовать может только живая материя, мы знаем только со слов Кайла Риса. А вы видели его диплом об окончании курса темпоральной физики? То-то.

Как показывают события второго, третьего и пятого фильмов, достаточно внешне имитировать плоть, чтобы обмануть машину времени. Видимо, ограничение у неё не техническое, а чисто визуальное: она позволяет путешествовать только голым людям. Возможно, её создатель не хотел, чтобы роботы использовали его изобретение (ну, или был извращенцем). Так что, будь Кайл подогадливей, он мог даже протащить в прошлое оружие. Умолчим, где бы он его прятал.

1 место. «Гарри Поттер» — И маховик времени

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Во вселенной «Гарри Поттера» полно магических вещей, которые достойны лучшего применения. Например, маховики времени, с помощью которых можно отмотать время назад. Один такой дали Гермионе, чтобы она могла посещать несколько занятий одновременно. Какая пустая трата ценной вещи! Но он ещё пригодится, когда герои спасут гиппогрифа Клювокрыла…

И даже не задумаются о том, чтобы спасти ещё десятки персонажей. Или избежать других неприятностей. Даже с ограничением в пять часов маховик должен дать бесконечно много возможностей — с его помощью можно сбегать от врагов в другое время, шпионить, удваивать силы, помогая самому себе.

НА САМОМ ДЕЛЕ…

Отдадим должное Джоан Роулинг: она умеет признавать ошибки. Писательница поняла, что создала сюжетную дыру с далеко идущими последствиями, и бросилась её затыкать. Чтобы у героев не было соблазна что-то исправить, у Гермионы отобрали маховик. Заодно появилось правило, что перемещаться в прошлое можно только в пределах пяти часов. А в «Ордене феникса» все маховики времени были разрушены в ходе битвы за Министерство магии. Да, всё это откровенный реткон, то есть отрицание уже написанного задним числом. Но лучше так, чем оставить дыру незаткнутой.

И ВСЁ-ТАКИ ДЫРА

Роулинг породила ещё большую нестыковку, объявив, что маховики не могут существенно менять прошлое — например, предотвращать смерть. Это вызывает два вопроса. Во-первых, какие изменения «существенные», а какие нет? Ведь эффект бабочки от любого события может поменять ход истории. Во-вторых, если герои всё же попытаются отменить чью-то смерть, что именно помешает им, кроме «Роулинг запретила»? С Клювокрылом-то вышло.

Джоан могла бы выйти из положения, заявив, что в её мире отменить случившееся нельзя вообще. Действия попаданца в прошлом уже вписаны в известную ему историю. Это называется принципом самосогласованности Новикова, он использован, например, в рассказах Теда Чана. События «Узника Азкабана» вроде бы указывают, что в мире «Поттера» всё именно так: Гарри сам себе колдует «Патронус», Гермиона сама себе кидает камни в окно и так далее. События закольцованы, и будущее уже повлияло на прошлое. Элегантно, правда?

Увы, эта стройная теория противоречит словам героев и автора. И в книгах, и на официальном сайте Pottermore упоминаются жуткие случаи, когда путешественники во времени случайно отменяли своё рождение — то есть очень существенно меняли прошлое. Так что Роулинг использовала блестящую идею и сама вступила с ней в противоречие, убеждая читателя, что волшебники могут повелевать временем… но не хотят.

Самые знаменитые сюжетные дыры фантастических фильмов

Сюжетные дыры — почти неизбежный спутник сложных сюжетов со множеством факторов. Особенно фантастических. Чем запутаннее мир, чем больше допущений и ограничений, тем скорее одно из них наложится на другое и породит дыру. Не стоит из-за этого списывать произведение в утиль: в конце концов, большая часть перечисленного — классика литературы и кино. Но обращать внимание на эти дыры стоит. Такие наблюдения заставляют задумываться и быть внимательнее.

источник

08.03.2016

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.