Самые очевидные киноляпы фильма «Офицеры», которые объясняет первоначальный сценарий

Самые очевидные киноляпы фильма «Офицеры», которые объясняет первоначальный сценарий

Фильм «Офицеры»: какие киноляпы ленты самые очевидные

Фильм «Офицеры» зрителям известен хорошо, пересмотрен не раз и содержание его напоминать нет нужды. А уж фраза: «Есть такая профессия — Родину защищать» давно стала крылатой. Кстати, эту фразу придумал министр обороны Гречко, по инициативе которого и была создана эта кинокартина.

Не раз возникало обсуждение странных обстоятельств встречи в конце фильма двух героев Алексея Трофимова и Ивана Вараввы. Два закадычных друга, которых кроме дружбы связывала ещё и любовь к одной женщине, встречаются после войны, совершенно не зная ничего друг о друге. Получается (по фильму), что они много лет даже не общались, и никто из них совсем не интересовался судьбой лучшего друга? Как такое могло случиться, и почему авторы фильма никак не объясняют эту странность?

Ответ на этот вопрос становится понятен, если почитать сценарий. А сценарий к фильму написал хорошо известный в нашей стране писатель и сценарист Борис Васильев. Человек талантливый, и признаваемый одним из самых непререкаемых авторитетов в описании Великой Отечественной войны. Сценарий (иногда его ошибочно именуют повестью) так и называется «Офицеры», и познакомиться с ним может каждый. Конечно, в библиотеках его найти сложно, но в электронном виде он доступен любому пользователю Интернета.

Сценарий, написанный Борисом Васильевым (к двухсерийному фильму) не был утверждён. И так как автор отказался его править, изменения вносил Кирилл Рапопорт. Вся работа последнего, по сути, свелась к тому, что он вырезал несколько эпизодов, не занимаясь переработкой сюжета. И, как это часто бывает, подобная «хирургическая» операция, привела к тому, что возникли нестыковки, которые объяснялись в вырезанных частях. Эпизоды эти следуют после того, как Люба и Варавва встречаются мельком на аэродроме. После этого, по первоначальному сценарию, примерно в 1937 году (дата точно не указана) комбрига Варавву арестовывают. Люба Трофимова, узнав об этом, носит ему передачи, из-за чего у Алексея Трофимова возникают неприятности и, через какое-то время, он тоже арестован. Любу высылают в Воронеж, где ей не разрешают работать врачом и она трудится на швейной фабрике вместе с другими женами арестованных военных. Их сына, Егора Трофимова отчисляют из военного училища и отправляют служить в войска.

После ареста Ежова Алексея Трофимова освобождают, он находит жену, а через некоторое время его восстанавливают в армии в звании старшего лейтенанта. После долгих попыток вернуться в войска Алексей идет добровольцев на финскую войну, с которой возвращается майором. Именно после его возвращения с войны и происходит встреча с сыном, которая показана в фильме.

Что же касается судьбы Вараввы, то по сценарию Люба узнает, что его куда-то отправили из московской тюрьмы, и в семье Трофимовых Ивана считают погибшим. Каких либо подробностей об этом периоде его жизни Борис Васильев не сообщил. Зато из сценария можно узнать, что Варавва был из казаков, и стал самым молодым георгиевским кавалером, получив орден из рук императора в 1917 году.

Смотрите также:   Древнейшая профессия в новейшее время: история пpocтитуции в XX веке

В невошедших в фильм частях сценария есть пояснение и ещё одной, хоть не столь заметной нестыковки. Маша Белкина была дочерью репрессированного — и, видимо, расстрелянного — профессора медицины. Её мать, тоже профессор медицины, после ареста мужа работала простой санитаркой в институте, где училась Люба Трофимова. Там обе женщины и познакомились. Машу, как дочь врага народа, притесняли и дразнили, и Егор за неё заступался. Мать Маши хотела, чтобы Егор её оставил, так как боялась, что у Трофимовых будут неприятности из-за такой дружбы. Неприятности действительно были, но ещё хуже стало Маше с матерью, которых выселили из их квартиры в барак на окраине города. После этого переезда Егор их потерял, бросил школу и пошел в военное училище. Нашел он Машу через несколько лет, и именно эта сцена показана в фильме, но без знания подробностей первоначального сценария, выглядит встреча не совсем так, как задумывалась.

Самые очевидные киноляпы фильма «Офицеры», которые объясняет первоначальный сценарий

После прочтения сценария более понятно выглядит и встреча Любы с Машей в санитарном поезде. Люба спрашивает у Маши про мать, но по фильму о том, что они знакомы, нигде не говорится, зато по замыслу Бориса Васильева Люба с ней была близко знакома и всячески пыталась помочь.

Остальные части, которые не вошли в фильм, менее важны, и удалили их лишь для того, чтобы уложиться в требуемый хронометраж, или потому, что режиссер, оператор и художник, как это часто бывает, имели своё видение сюжета. В частности, в конце была рассказана судьба Вани Трофимова, который женился, и именно сценой с его женой, как бы принимающей эстафету от Любы и Маши, должен был заканчиваться фильм. Фильм, который по первоначальному замыслу маршала Гречко должен был рассказывать о нелегкой судьбе офицерских жен.

10 интересных фактов о фильме «Офицеры»

Фильм «Офицеры» был снят по заказу министра обороны СССР Андрея Антоновича Гречко, которому и принадлежит знаменитая фраза: «Есть такая профессия — защищать Родину».

Задумывался фильм как двухсерийный рассказ о судьбе офицерских жён. Сценарий написал автор повести «А зори здесь тихие…» Борис Васильев, но когда на киностудии двухсерийному варианту отказали — он отдал его на сокращение своему другу и соавтору Кириллу Рапопорту. Оба были хорошо знакомы с военной тематикой — они прошли войну и были ветеранами танковых войск. Режиссёром будущей картины стал Владимир Роговой, для него это был второй опыт самостоятельной работы над фильмом.

Во время обсуждений кандидатур на главные роли Борис Васильев настоял на приглашении Георгия Юматова. У актёра была плохая репутация — все знали, что он мог уйти в запой и сорвать съёмки. Драматург обещал режиссёру, что тот не пожалеет, если возьмёт актера — он за него ручается… Они давно дружили — Юматов снимался в фильме по его ещё студенческому сценарию, и драматург ценил его талант. Кроме того, актёр был фронтовиком, а для такого фильма это было важно… На роль Трофимова претендовали Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин — всего было 42 кандидата, но режиссёр всё-таки утвердил Юматова. И действительно не пожалел — срыв случился, но роль он сыграл прекрасно.

Смотрите также:   Художник Александр Ромм: Осенние пейзажи

У Георгия Юматова был давний конфликт с Василием Лановым. Когда-то он мечтал сняться в фильме «Павел Корчагин», но вместо него главную роль сыграл Лановой, и с тех пор у актёров были очень натянутые отношения. На съёмках «Офицеров» они помирились и потом вместе снимались в фильмах «Петровка, 38» и «Огарёва, 6». Лановой сначала от роли Ивана Варравы отказывался — он не верил в героя, который всю жизнь был безответно влюблён в жену друга. Три раза его звали на пробы, пока он не поддался уговорам… До него на роль Варравы был утверждён Олег Ефремов, но не смог освободиться к началу съёмок.

На роль Любы Трофимовой, которую любили оба офицера, была утверждена Елена Добронравова, но у актрисы было своё видение героини. Она настаивала на любовном треугольнике — хотела, чтобы Люба тоже испытывала чувства к другу семьи. Режиссёр был категорически против и после нескольких скандалов расстался с актрисой. Вместо неё пригласили уже проходившую пробы Алину Покровскую, которую ради съёмок срочно отозвали с гастролей.

Для съёмок Алина Покровская училась скакать верхом. На съёмочной площадке она решила продемонстрировать свои умения и отказалась от дублёрши. Актриса не учла, что на манеже она ездила на специально обученном коне, а в Туркмении ей дали горячего скакуна. В сцене погони басмачей её конь решил размяться, обогнал всех и понёс испуганную наездницу вдоль обрыва. Юматов и Лановой бросились вдогонку и с трудом остановили лихача…

Через несколько дней чуть не случилось ещё одно ЧП. Второй режиссёр фильма Владимир Златоустовский не только играл майора Гаврилова, но и был дублёром ашхабадского художника, игравшего басмача-предателя. Тому по сюжету надо было упасть со скалы, и вот внизу натянули брезент, режиссёр шагнул со скалы и… упал прямо на держащих ткань. Из них никто не пострадал, а вот «каскадёр» получил сотрясение мозга.

Фильм начали снимать с конца. Дело в том, что в конце фильма Иван Варрава должен был познакомиться с внуком своего друга — суворовцем Ваней. В этой роли снимался школьник Андрей Громов, а был уже август и приближалось начало учебного года, поэтому мальчика надо было быстро снять и отпустить готовиться к школе. Андрей Громов не стал профессиональным актёром — он окончил экономический факультет МГИМО и работает в российском посольстве в Австралии.

Смотрите также:   В сети опубликованы 55 научных фактов о смерти Иисуса Христа

Для роли Вани Трофимова в младенчестве нужен был годовалый ребёнок, но ни с одной знакомой мамой не удалось договориться. 11-месячного Володю Селиванова нашли в доме малютки. Крошечный эпизод в «Офицерах» изменил его жизнь — мать увидела на экране своего брошенного ребёнка и забрала его домой. Чтобы мальчик не узнал, что полтора года был отказником, она уехала с ним в другой город и сменила фамилию.

Слова знаменитой песни «Вечный огонь», которую все знают по строчке «От героев былых времен…», написал поэт Евгений Агранович. Он тоже был фронтовиком — ушёл добровольцем, за доблесть получил медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и орден Отечественной войны I степени. На киностудии хотели заказать стихи кому-нибудь из молодых авторов, но режиссёр убедил директора, что писать песню к такому фильму должен тот, кто знает войну не по рассказам.

Исполнил песню Владимир Златоустовский, тот самый второй режиссёр, который получил на съёмках сотрясение мозга… Он говорил, что эта песня не для голоса, на ней надо душу рвать, поэтому профессиональных певцов решили не приглашать.

Съёмки проходили по всему Советскому Союзу — в Москве и Подмосковье, Твери, Севастополе, Ашхабаде. «Китайскую переправу» снимали в Рузе — для достоверности в сцене принимали участие настоящие китайцы из торгпредства. «Испанский» эпизод снимали в Москве в одном из переулков в районе Никольской улицы. По сюжету Иван Варрава и Люба должны были встречаться у здания Министерства обороны, но армейское начальство съёмки не разрешило, и тогда нашли похожее здание — корпус химического факультета МГУ.

В 2013 году в Москве был установлен памятник героям фильма «Офицеры». Скульптурная композиция воспроизводит сцену из финала фильма, когда спустя много лет Иван Варрава встречает Алексея и Любу Трофимовых с маленьким внуком. Памятник стоит рядом со зданием Министерства обороны России.

отсюда

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 13 =