Римское милосердие: шокирующее грудное вскармливание в классической живописи

Римское милосердие: шокирующее грудное вскармливание в классической живописи

Художникам прошлого, вероятно, надоедало воспевать безмятежное материнство, рисуя просветленных Мадонн, кормящих грудью Иисуса. В музеях полно картин, которые выглядят пародией на этот сюжет: женщина кормит грудью бородатого безобразного старика. Вдобавок еще и связанного иногда. Это писали Рубенс, Караваджо, Грёз и многие другие.

Однако это отнюдь не пародия, а классический сюжет, ведущий свою историю со времен античности. Изучим его с помощью традиционной рубрики по средам «омерзительное искусствоведение».

Данная тема называется по-латыни Caritas Romana —  то есть «римское милосердие».

Байка эта относится к первому веку нашей эры, примерно к 30-31 году после РХ.

Вернее, записали ее именно тогда, а рассказывали, возможно, и раньше.

Картина Рубенса. Ок. 1612

Опубликовал ее знаменитый по тому времени писатель по имени Валерий Максим (хорошо было римлянам, собственно такие имена и поизобретавшим — попробуй сейчас кто с таким ФИО прославиться, сгинет же в выдаче Яндекса).

Пропечатал ее шрифтом Times New Roman в книге «Девять книг примечательных поступков и изречений», как пример чрезвычайного почтения к родителям и образец древнеримской чести. Позже слух подхватили Плиний Старший, Гай Юлий Солин, Фест Грамматик и проч.

Мол, жили когда-то у нас в Риме человек по имени Кимон (Cimon) и дочь его Перо (Pero),

(Имена будто из бульварного романа конца 19 века про Хитровку, ну да ладно).

«Римское милосердие». Рембрандт Пил, 1811

Этот Кимон был уже стариком, когда его бросили в тюрьму, где он стал умирать от голода. А что — экономно, чистенько, удобно. Тело потом выносить легко.

Впрочем, пишут, что его приговорили к смертной казни таким способом, но что-то у меня вообще не гуглится такая норма римского права. Знатоки есть по этому вопросу?

Что было дальше, вы наверно уже догадались по картинкам.

«Римское милосердие». Георг Пенц. 1538

Недавно родившая дочь Кимона, звавшаяся Перо, пришла навестить отца. Увидела его умирающим от голода, и дала ему своего грудного молока.

(По официальной версии от жалости к отцу, но на самом деле давно уже было пора сцеживаться, грудь разрывалась, а это был самый легкий путь, потому что электроотсос Перо забыла дома)

Перин дель Вага. Ок. 1530

За этим физиологическим процессом с интересом наблюдали скучающие тюремщики. Чем им еще-то было заняться? Телевизор в караулке был запрещен. А тут вообще — обнаженка!

Рубенс. «Римское милосердие». 1630

Грудное кормление, ежели оно происходит на глазах у посторонних, невероятно людей шокирует (как мы знаем из интернет-срачей). И это в случае, когда кормят младенца.

Представьте же, как оно потрясло хрупкие нежные души тюремщиков в данной ситуации, когда обнаженную грудь красавицы терзал бородатый лысый старикашка.

Могла бы прикрыться, бесстыдница! Хотя бы слингом! Чтобы людей не эпатировать!

Неизвестный художник. Римское милосердие. 17 век

Неизвестно, помогла ли порция дочернего материнского молока старику в физическом выживании — вряд ли надолго. Но этот поступок помог в другом: вуайеристы-тюремщики растрепали о данном шокирующем зрелище на каждом углу.

Януарий Цик. Римское милосердие. 1797

Информация дошла до официальных лиц. Они были потрясены. Самоотверженным, благородным поступком дочери!

(Сразу видно, они никогда не мучались от отсутствия возможности сцедиться, да).

Барбара Крафт. Портрет графа фон Хартига с супругой в образе Кимона и Перо. 1797 (жесть, а не портрет. Как им вообще в голову пришло так портретироваться?)

Старика Кимона помиловали. Молодую Перо стали восхвалять как пример дочерней почтительности и самоотверженности.

Джоакино Серангелли. Ок. 1810

Со временем изображения этой сцены даже появились в римских храмах. Сохранились фрески (правда не храмовые).

Фреска из Помпей

Особенную любовь у художников сюжет приобрел в 17 веке, однако встречаются картины и других эпох.

Неизвестный художник. Римское милосердие. 17 век

Ну а вот вам для сравнения нормальное изображение кормящей матери. Для послевкусия.

Леонардо да Винчи

Римское милосердие: шокирующее грудное вскармливание в классической живописи

отсюда

24.05.2017

На самом деле, видно, что дочь пришла в тюрьму с ребенком, поэтому о сцеживании — это уже лишнее.

Добавим сюда еще один пост: некоторые картины повторяются и сюжет также, но оставим целостное повествование…

«Отцелюбие римлянки», или Эротическая лактация в изобразительном искусстве

Легенда, изложенная древнеримским историком Валериусом Максимусом, гласит, что патриций Кимон за грехи был осужден на голодную смерть.

Его дочери Перо разрешили приходить в тюрьму каждый день ухаживать за ним: умывать, давать пить, менять солому… День за днем отец становился все слабее и слабее. Не в силах видеть пытку умирания, она решила поддержать его — и дала ему грудь (дочь незадолго до этого родила и кормила грудью своего младенца).

Рубенс, Питер Пауль — Отцелюбие римлянки. Ок. 1612. Холст, масло.

Сколько времени это продолжалось? Никто не знает. Никто не знает потому, что все, написанное об этой истории Валериусом Максимусом, уложилось в три строчки.

Дирк ван Бабюрен. Отцелюбие римлянки

Можно предположить, что довольно долго. Известно, что человек может прожить без пищи месяц. Кимон голодал не день-два. Может быть, что и 2, и 3 недели. Власти ждали его смерти, а Кимон все не умирал. Никто не мог понять причины такой живучести, пока тюремщики не проследили за Перо.

Caritas Romana by Matthias Meyvogel, 1628

Естественно, они доложили: мол, так и так, смерти Кимона ожидать не приходится, потому что дочь подкармливает его грудью. Как пишут историки, ей это грозило смертью: кормление взрослого грудью приравнивалось к инцесту, кровосмешению. Ее могли осудить и казнить. Перо это знала, но любовь к отцу взяла верх над страхом собственной смерти.

Рубенс Петер Пауль (1577—1640). Цимон и Перо (Римское милосердие)

Власти оказались в тупике: с одной стороны — Перо преступница. С другой стороны — с какой благородной целью это делалось: продлить жизнь отца, насколько это возможно. При всей жестокости нравов древнего Рима судьи приняли решение освободить Кимона и не наказывать Перо.

Pero breast-feeding her father Cimon in prison. After Noël Nicolas Coypel Print made by Jacques Philippe Le Bas 1735 (circa)

Кимона выпустили из тюрьмы на свет божий. А Перо сделали предметом культа и основой сюжета «Отцелюбие римлянки». Чуть ли не впервые сцена эта запечатлена на фресках в Помпеях в 1 в. н. э.

Помпеи. Отцелюбие римлянки.

Что в этом привлекало художников? Несомненно, готовность к самопожертвованию.

Ганс Себалд Бехам (1500–1550). Отцелюбие римлянки

Возможно, «Отцелюбие римлянки» — как бы символ исполнения долга перед родителями, своеобразное покаяние.

Жан Баптист Гройце. Кимон и Перо

Kого «милосердная» только не любила-кормила на полотнах живописцев разных времен и народов. Например, грешник-убийца Караваджо, скрываясь от правосудия и пытаясь, очевидно, замолить грехи, написал картину «Семь поступков милосердия». Самый главный акт милосердия — это кормящая грудью женщина. Кормит она сидящего в тюрьме мужчину. Милосердие — оно всегда милосердие. Даже если отношения к Перо не имеет.

Караваджо. Семь поступков милосердия

Караваджо. Семь поступков милосердия (деталь)

Ну, и как водится, «милосердная история» стала размножаться и расходиться по свету. Что находили в ней художники? Если мы начнем утверждать, что их покорил патриотизм и милосердие Перо, то, наверно, не так уж будем и неправы. Но не будем и лукавить. Никакой другой сюжет не дает возможность изобразить сцену, как мужчина целует женскую грудь. И обращавшиеся к нему давали волю своим эротическим фантазиям.

Ганс Себалд Бехам (1500–1550). Отцелюбие римлянки

Жан Баптист Гройце. Кимон и Перо.

Giovanni Domenico Cerrini CaritaRomana 17th century. Oil on panel

Charles Melln La charité romaine

Lorenzo Pasinelli (1629—1700) Caritas Romana (Roman Charity) Cimon and Pero

Anònim. Caridad Romana. Cuadro barroco de la Escuela Italiana. Biblioteca Museo Víctor Balaguer

Roman Charity by (after) Mattia Preti

Luis Monroy. Roman Charity

Jan Janssens. Caritas Romana 1620

Italian School circa 1660

August Carl Vilhelm Thomsen La Carita Romania

Roman Charity Guido Cagnacci, Museo de Arte de Ponce, Puerto Rico Visio Nocturna

Roman Charity Flemish School

Follower of Michelangelo Merisi da Caravaggio, Cimon and Pero, 98.4×116.8 cm

Michele Benedetti After Carlo Cignani 1792

Jules Levebvre (1833—1912) La Charit romaine, 1863, oil on canvas, 155×133 cm, hotel de Ville, Melun, France

Johan Zoffany (1733—1810), German, Roman Charity, 1769, oil, 76.3×63.5 cm, National Gallery of Victoria, Melbourne

Giovanni Andrea Sirani (1610—1670), Italian, Roman Charity, 119×89.5 cm

Guido Reni Celvenzano 1575—1642 Bologna. Roman Charity. Oil on canvas, 98.5×83.8

Pietro Paolo Raggi (1627—1711) Italian

Januarius Zick (1730—1797) Cimon and Pero 1794 oil on canvas 78×156 cm, Germanisches Nationalmuseum

Lorenzo Pasinelli (1629—1700) Caridad romana, 1670. National Gallery of Norway

Roman Charity (1764) Jean-Jacques

Mattia Preti (1613—1699). Italian. Caritas_Romana

Painter unknown 18th century Caritas Romana

Roman Charity by Peter Paul Rubens 1612 (daughter breastfeeding her father in prison)

Roman Charity Painting by Nicolas Regnier

Max Sauco, born 1969, The Roman Daughter (or Roman Charity, Carita Romana) Italian ca 1810-15 Oil on canvas, 48×60 inches

Rembrandt Peale (1778–1860) The_roman_daughter

Circle of Guido Reni (Italian, 1576—1642), Roman Charity, oil on canvas

Барбара Крафт (1764–1825) Портрет графа фон Хартига с супругой в образе Кимона и Перо. 1797

Georg Pencz (1500—1550) German Caritas Romana, 1538, oil 76×55.5 cm, National Museum, Warsaw, Poland

Дирк Харденстейн Симон и Перо

Неизвестный художник. Римское милосердие. 17 век

Jan Cornelisz Verspronk (1600—1662) Dutch

Януарий Цик. Римское милосердие. 1797

Alessandro Varotari, called IL Padovanino, oil, 95,5×129,5 cm

Ferdinand Piloty the Elder (German, 1785—1844) Roman charity — Cimon and Pero (after a painting by Honthorst) Lithograph 43.8×52.1 cm

Daniel Soreau Caritas Romana Stich

Eberhard Siegfried Henne After Christian Bernhard Rode Date 1784

Perino del Vaga (1501–1547) — Also known as Pietro Buonaccorsi. Studied under Raphael and Ridolfo Ghirlandaio

Print made by Francesco Cozza Date 1630—1680)

Statue in Ghent, Belgium

Christoph Maucher Cimon and Pero, amber, Gdansk 1690

Sol, Antonio (Barcelona, 1780 — Roma, 1861) Roman Charity 1851. Carrara marble, 170×126 cm

Reproducción del modelo de porcelana creado en 1779 por Basilio Fumo. Museo Arqueológico Nacional (Madrid)

Factory of Chelsea Porcelain Factory Modelled by Joseph Willems

Russian surrealistic photographer Roman Charity, 2011

Jan Saudek, Czech, born 1935 in Prague Roman Charity

Pero ve Cimon, Tuval Üzerine Yağlı Boya, 190×150cm, 2013

Май Данциг Партизанская баллада 1969

отсюда

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.