Психологическая помощь подросткам в разрешении межличностных проблем

Психологическая помощь подросткам в разрешении межличностных проблем

Трудности взаимодействия подростков с окружающими людьми рассматриваются современными исследователями как результат внутренних и внешних противоречий, свойственных этому возрасту. Внешними факторами, влияющими на подростка, есть требования родителей, учителей, групп сверстников, моральные нормы, обязанности. Индивидуальными особенностями самого подростка, определяющими его отношения, можно считать присущие ему ценностные ориентации, мотивы, интересы, потребности.

Столкновения внешних и внутренних факторов могут привести к таким сложностям как противоречие между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворить, восприятием подростком себя как взрослого и поведением взрослых к нему, как к ребенку, между самооценкой и оценкой группы, требованием группы и индивидуальными установками.

Проявление подобных несоответствий проявляется, к примеру, когда парень хочет быть, как все, и в то же время ищет случая выразить свою уникальность и неповторимость, отстаивает самостоятельность и нуждается в помощи и поддержке, надеется на понимание со стороны окружения — себе же не причиняет хлопот понять других, придерживается строгих норм морали при анализе поступков других и может существенно снижать эти же нормы относительно себя.

Умение психолога идентифицировать трудности общения юного клиента в контексте его проблемной ситуации и оказать психологическую помощь подросткам особенно важно, поскольку сами подростки, через еще недостаточно развитые навыки самоанализа и рефлексии, во многих случаях не могут достаточно точно описать свое состояние, мотивы поведения и, тем более, не видят собственного вклада в проблематизацию отношений.

Например, эгоистичная этическая ориентация может проявляться в корыстных и манипулятивных установках и сопровождаться слабой рефлексией своего вклада в осложнение отношений. При этом вполне возможно, что подросток хорошо владеет средствами социального взаимодействия, то есть достаточно коммуникабельный, ориентированный в ролевых аспектах и т.д. В этом случае серьезной проработки требует морально-этическая сфера подростка и перцептивно-рефлексивная сторона его взаимоотношений с другими.

Возможен и такой вариант: имея сложности в соотношении своих интересов с интересами других людей (через повышенную требовательность к партнеру или собственную уступчивость), подросток может часто чувствовать обиду, отчуждения и, как следствие, трудности в развитии отношений. В этом случае на начальном этапе работы особое внимание стоит уделить эмоциональной сфере подростка.

Возможны случаи, когда подросток хорошо ориентирован в отношениях в плане понимания социокультурных аспектов ситуации, выбора собственной позиции, однако имеет трудности поведенческого характера через недостаточное владение коммуникативными навыками, стратегиями решения проблемных ситуаций. В этом случае большая часть работы может быть посвящена совершенствованию средств социального взаимодействия.

Перечисленные аспекты ориентаций и особенностей подростков, детерминирующих психологические сложности в сфере взаимоотношений этой возрастной группы, могут быть для психолога средством первичной концептуализации проблемной ситуации клиента, а также способствовать адекватному выбору приоритетных направлений психокоррекционной работы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.