Почему сильный должен быть добрым?

Почему важно быть добрым

В современном мире доброта не в моде и порой цинично осмеивается. Если не как проявление глупости и наивности, то как слабость и блажь… Мы запрещаем себе быть добрыми, даже когда нам этого хочется. Но может быть, зря?

Доброе отношение к окружающим лежит в основе всех традиционных духовных практик, тем не менее сегодня доброта не является главным качеством. Если вы хотите сделать карьеру или добиться высоких достижений, она вам не помощник.

Психоаналитик Адам Филлипс (Adam Phillips) и историк Барбара Тейлор (Barbara Taylor) написали небольшую, но проникновенную книгу «О доброте» (A. Phillips, B. Taylor «On Kindness», Penguin, 2009) и рассказали в ней, почему добрых чувств и поступков не стоит стесняться. Жизнь, наполненная добротой, проживаемая в сочувствии и понимании слабостей окружающих, это то, к чему мы стремимся естественным образом. Люди тайно совершают добрые дела, но не находят для их выражения ни слов, ни культурной поддержки. Жизнь в согласии с нашими симпатиями, как нам кажется, ослабит или собьет нас с толку; мы убеждены, что доброта подрывает основы успеха.

ДОБРОТА — ПОЧЕМУ ЭТО ПЛОХО?

С одной стороны, быть добрым рискованно, ведь мы становимся более чувствительными к радостям и несчастьям других. А попытки встать на место другого человека могут доставлять сильный дискомфорт. Но если удовольствие от проявления доброты — как и все человеческие удовольствия — по природе своей пагубно, оно все равно остается одним из самых полных и благодарных, считают Адам Филлипс и Барбара Тейлор.

Но без добрых дел мы лишаем себя радости, необходимой для ощущения благополучия и счастья. В наши дни добрые отношения ожидаемы, санкционированы и обязательны только между самыми близкими.

Доброту считают либо высшей формой эгоизма (она дает ощущение морального превосходства и манипуляций), либо формой слабости

Доброту повсеместно подозревают в том, что она либо высшая форма эгоизма (дает ощущение морального превосходства и возможность манипулировать), либо форма слабости (доброта как способ, с помощью которого слабые контролируют сильных, ведь добрые добры только потому, что у них не хватает смелости вести себя по-другому).

Если считать, что смысл жизни заключается в соперничестве, тогда доброта, определенно, выглядит старомодным, даже ностальгическим пережитком тех времен, когда мы еще могли испытывать к другим сочувствие. Как доброта может помочь добиться целей (моральное одобрение не в счет) в обществе, где лидирующей ценностью стали ваши личные достижения? – задаются вопросом авторы книги.

ПАРАДОКСЫ ДОБРОТЫ

И все же, часть нашего «Я» страдает в отсутствии добрых поступков. Эти парадоксальные отношения с добротой, возможно, как ничто другое объясняют «гневную культуру» интернета.

Мы сами не позволяем себе быть душевно щедрыми в полной мере, но ничто не возмущает нас так, как недобрые проявления других людей по отношению к нам.

Сегодня мы ощущаем недостаток доброты и постоянно жалуемся на жестокость других. Мы последовательно нуждаемся в доброте, и все же большинство из нас не могут впустить ее в свою жизнь.

Дети добры от природы, но социум корректирует их поведение

Дети добры от природы, но социум корректирует их поведение, пишут Адам Тейлор и Барбара Филлипс. И объясняют, как это происходит. Одной из первых формирующих травм ребенка становится его понимание потребности в других (в реальности мать так же уязвима в своей любви к младенцу, как младенец – в своей зависимости от матери).

Ребенок испытывает травму беспокойства («Что я должен сделать для своей мамы, чтобы она позаботилась обо мне?»), что пробуждает в нем естественную доброту, но это беспокойство впоследствии часто отвергается. Уход от него мы называем самодостаточностью, а в своей патологической форме он оборачивается нарциссизмом.

Доброта соединяет нас с другими – в этом ее радость. Но ее темная сторона – в том, что мы немедленно осознаем собственные и чужие слабости. Однако уязвимость – это наше общее биологическое наследство. Иными словами, доброта открывает перед нами миры других людей, чего мы так хотим и в то же время так боимся…

источник

Об авторах

Адам Филипс (Adam Phillips) – психотерапевт, эссеист, автор более 15 книг по психологии.

Барбара Тейлор (Barbara Taylor) – историк, профессор гуманитарных наук в Лондонском университете королевы Марии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.