Пионер русской фотографии попал под репрессии, но стал классиком

Пионер русской фотографии попал под репрессии, но стал классиком

Лиза, 1920. Фотографии: Александр Гринберг

Движение вверх. Пионер русской фотографии и кино попал под репрессии, но стал классиком

В московском Мультимедиа Арт Музее до 28 июля идет выставка «Движение. 1920-е годы» классика русской фотографии Александра Гринберга — он стоял у истоков отечественного пикториализма, внес немалый вклад в признание фотографии искусством, как оператор был заметной фигурой в раннем российском и советском кино и создал некоторые из иконических портретов представителей московской богемы того времени, а также, возможно, самые знаменитые образцы довоенной обнаженной фотографии в СССР.

Именно последние, впрочем, дали власти повод в рамках гонений на формализм в искусстве в 1936-м заключить Гринберга в лагеря. После освобождения он прожил еще долгую жизнь — но уже не удостаивался прежнего внимания.

«Трио Кастелио», 1924

В основе пикториализма, апологетом которого на протяжении десятилетий был Гринберг, лежали стремление к канонам живописи и графики, а также разнообразные эксперименты с печатью. Именно работы представителей этого течения позволили повысить престиж фотографии в начале ХХ века — доказав ее состоятельность как искусства, а не прикладной или технической дисциплины.

«Этюд движения», 1926

Если в Европе к началу 1920-х пикториализм уже вышел из моды, то в Советской России он получил в это десятилетие новый импульс к развитию. Вдохновленный приездом в СССР создательницы школы свободного танца Айседоры Дункан и общемировым трендом на интерес к пластичным искусствам античности Гринберг в 1920-х развивал две большие темы — это обнаженная натура и пластика движения тела.

«Восточный танец», 1926

В 1920-х московские пикториалисты провели четыре выставки под общим названием «Искусство движения», важное место в которых неизменно занимали и работы Гринберга.

«Обнаженная», 1928

При всей манерности и выстроенности пикториалистских композиций Гринберг в своих этюдах обнаженного тела ухитрялся избегать искусственности, подчеркивая естественную, натуральную женственность.

«Вакханалия-I», 1923

«Мне хотелось работать профессионально, в духе лучших художников— импрессионистов. И я объявил как бы войну „фотонатурализму“», — рассказывал Гринберг о принципах своей работы.

«Искусство движения». Студия Веры Майя. Танцовщица Мария Песчаная, 1926

Многие из лучших снимков Гринберга сняты в сотрудничестве с танцовщицами студии Веры Майя — продолжательницы идей Айседоры Дункан на театральной сцене.

«Этюд движения», 1928

В работах пикториалистов — даже более сдержанного, второго периода, которым считаются для этого течения 1920-е — часто создавалась почти мистическая по духу атмосфера, а застанные в движении тела приобретали близкий к орнаментальному характер.

«Ню» (Маргарита Барская (Чардынина)), 1920-е

Близкой подругой Гринберга и частой героиней его обнаженных снимков была режиссер, актриса и сценарист Маргарита Барская (в замужестве — Чардынина), одна из самых самобытных режиссеров советского кино 1920-х. Ее фильмы (такие, как «Рваные башмаки» и «Отец и сын») без прикрас, но и без пропагандистского запала изображали жизнь детей в Советской России — и во многом на два десятилетия предугадали находки итальянского неореализма. В 1939-м отлученная от профессии Барская покончила с собой.

«Искусство движения». Студия Веры Майя, 1926

Гринберг и сам был заметной фигурой раннего российского и советского кино — уже с 1918 года он работал как оператор на фильмах студий Харитонова и Ермолаева, снимал хронику, сотрудничал с классиком дореволюционного кино Петром Чардыниным. В 1920-х он уже возглавлял кафедру кинотехники и киносъемки в ГТК (будущий ВГИК) — и продолжал снимать как оператор: его последней работой в этом качестве стала замечательная комедия Алексея Попова «Два друга, модель и подруга».

«Искусство движения». Студия Веры Майя, 1928

В бурной, богатой на авангардные идеи и харизматические личности, художественной и богемной среде Москвы 1920-х Гринберг вел очень активную социальную жизнь — дружил со многими кинематографистами и фотографами, артистами и писателями, невзирая на нередкие различия во взглядах на искусство: так в фотографии между собой соревновались пикториализм, конструктивизм и ранний соцреализм. Впрочем, в 1930-х победа последнего в кулуарных и партийных играх привела к гонениям на представителей других течений, от которых пострадал и Гринберг, и многие его единомышленники.

«Купальщица», 1924

В 1936-м на фоне атаки властей и служивших ее рупором критиков и искусствоведов на «буржуазные импульсы в искусстве» (понятые, как любые проявления формализма — включая как пикториализм, так и его антипод-конструктивизм) Гринберг был осужден за распространение порнографии и сослан в лагеря. Он провел три года в Байкало-Амурском исправительно-трудовом лагере, а своей реабилитации и снятия политически мотивированной судимости добился лишь в 1950-х.

«Искусство движения». Студия Веры Майя, 1926

По сути, начиная с 1930-х, Гринберг, который до этого был признанным мастером и неоднократно удостаивался наград международных конкурсов, находился в творческой изоляции. После освобождения из лагерей ему приходилось довольствоваться преподаванием на курсах фотографии и прикладными съемками.

«Портрет (Женщина со звездой)», 1923

«Сходство — это обязательно сумма впечатлений фотографа о данном человеке и прежде всего о его духовном мире. Передача сходства в фотоискусстве, как и во всяком искусстве, есть задача творческая. Можно сделать прекрасный портрет как красивого, так и безобразного лица. Прекрасным я называю такой портрет, который сам по себе — размещением света и тени, характером оптического рисунка, обработкой поверхности бумаги, тональностью, фактурой — доставляет зрителю эстетическое наслаждение», — говорил Гринберг о работе с портретами.

Серия «Искусство движения»

Искусство движения

Искусство движения 2

Искусство движения 3

13.07.2019

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.