Осел как историческое животное

Интересная статья об осле, о том животном, имя которого часто применяется как оскорбление. Но, оказывается, так было не всегда. Были времена, когда осла ставили рядом с богами.

Немного есть домашних животных, которых награждали бы столькими эпитетами. Осел упрям, глуп, ленив… Само слово «осел» стало синонимом глупца и упрямца. Всего этого осел совершенно не заслужил. Осел не глупее лошади, ученые считают, что по своему интеллекту он выше; его трудолюбию лошадь может позавидовать, а знаменитое ослиное упрямство объясняется тем, что животное не хочет выполнять работу, которая кажется ему непосильной или бессмысленной. Осел оставил яркий след в жизни и религии народов.

Как возникло столь несправедливое отношение к ослу, сказать трудно, но бытовало оно не всегда. В средневековой Франции, например, распевали гимн во славу осла, величая его «прекрасным пришельцем из восточных стран». Традиция эта уходит своими корнями в античность и еще дальше — в те времена, когда осла считали демоническим и даже богоподобным существом.

В Древнем Иране с приближением весны отмечали веселый «праздник осла», это были своего рода проводы зимы. В Вавилоне осла тоже считали вестником пробуждения природы, символом возможного воскресения, могущественным созданием, наделенным сверхъестественными способностями. Осел должен был сопровождать в «страну мертвых» умерших царей. В последний путь их везли в траурных повозках, запряженных ослами, которых затем убивали и хоронили вместе с царями.

У древних евреев отношение к ослу, названному в Талмуде «горной ланью», было двойственным. Его признавали «нечистым» и не употребляли в пищу. По свидетельству Плутарха, иудеи не ели даже зайцев, так как находили в них сходство с ослом. Захоронения преступников без обычного обряда за пределами -кладбища называли «ослиным погребением». Однако осел считался животным мудрым и трудолюбивым, он даже олицетворял собой трудолюбие.

Что касается греков и римлян, то у них осел уже был олицетворением лени и неповоротливости, хотя и продолжал сопутствовать многим богам: сопровождал богиню домашнего очага Гестию, бога огня и кузнечного ремесла Гефеста, верхом на нем въехавшего на Олимп, защитника полей и домашних животных Приапа, бога растительности Диониса, в свите которого находился ослиноухий Силен, даже богиню любви и красоты Афродиту.

Первых христиан язычники дразнили Осло поклонниками, так как их плохо отличали от иудеев, а обособленность религий тех и других создавала благоприятную почву для формирования слухов и небылиц.

Христианские богословы связывали осла то с Христом, то с дьяволом. Согласно апокрифам, осел вместе с волом стоял у колыбели младенца Иисуса, на осле святое семейство бежало от преследований Ирода в Египет, на осле Христос торжественно въехал в Иерусалим. По раннехристианскому преданию, когда Христос нес по улицам Иерусалима на Голгофу свой крест и увидел, как погонщик бьет палкой больного и усталого осла, он положил ладонь на лоб погибающего животного и сказал, что они оба, он сам и осел, сегодня попадут в рай.

В изречениях египетского отшельника Антония пересказаны пережитые им фантастические видения. Среди сонма отвратительных созданий он наблюдал «зверя, который до чресел походил на человека, а ноги у него были ослиными»» В другом видении Антония ослы окружают престол бога и бьют по нему копытами. Для богословов ослы символизировали египетских ариан, чья ересь представляла собой значительную опасность для ортодоксальной церкви. В средние века многие суеверные люди считали, что ведьмы, намазанные особой мазью, получают способность превращаться в осла, что осел и Сатана похожи друг на друга, так как хвосты у них одинаковой длины, и что осел, быть может, и есть земное воплощение Сатаны.

Иногда осел участвовал в судопроизводстве. В Индии, например, подозреваемого в преступлении закрывали вместе с ослом в темном помещении. Он должен был потянуть осла за хвост, и, если он был действительно виноват, осел закричит. В тайне от подозреваемого хвост осла мазали сажей, и когда руки у человека оказывались чистыми, его объявляли виновным.

С годами осел терял черты своей принадлежности к «высшим силам» и становился персонажем комическим или сатирическим, выполнявшим нередко антицерковную роль. Во французском сатирическом «Романе о Ренаре», например, среди персонажей есть и осел Бернар, выступающий в роли жадного архиепископа. Карикатура XVI века «Папский осел в Риме» изображала римского папу — чудовище с ослиной головой. Правая рука чудовища, похожая на слоновью ногу, символизировала близкое к папе высшее духовенство, которое безжалостно топчет своих подданных. Некоторые простодушные люди под влиянием этой карикатурь верили в существование папы-чудовища и специально отправлялись в Рим, чтобы воочию увидеть такого наместника бога на земле.

Участвовал осел и в сатирах на власть имущих. В Месопотамии в III тысячелетии до нашей эры была сделана арфа с инкрустацией, изображающей осла, играющего на такой же арфе. Перед ним танцует медведь. На древнеегипетском «Туринском папирусе» кошка с быком приносят ослу жертвы. Это карикатуры, высмеивающие дворцовые церемониалы. В начале 20-го века художник И. Билибин опубликовал в журнале «Жупел» рисунок, изображающий известный портрет царя Николая II, только вместо лица на фоне солнца был осел. Читатели посмеивались: опять бедняга осел обижен незаслуженно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.