«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Легенда «Лот и его дочери» (2-е тысячелетие до н. э.). Подборка живописи и не только

Лотова жена

И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.

Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Анна Ахматова. 1924.

Это вообще-то, так себе.

Далеко не самый еёшный уровень: «...милому мужу детей родила...» Ну чего это он такой милый? И тогда, я дошёл до этих строчек: «И сделалось тело прозрачною солью, И быстрые ноги к земле приросли.»

Вот это и есть то самое. То что называется поэзией. Белинский просто камня на камне не оставил от Пушкинского четырёхтомника за 1835 год. Но он увидел там «Элегию» (Безумных лет угасшее веселье) и написал, что «...такая элегия может выкупить не только несколько сказок, но и целую часть стихотворений!..»

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Альбрехт Дюрер (1471–1528). «Бегство Лота». 1496 г. Вашингтон, Национальная галерея. Вон там вдалеке, жена Лота уже стала столбом из соли, потому что оглянулась на родной город и дом... А Лот и две дочки, после того что их предупредили посланцы самого Бога, спокойно взяли самое необходимое и уходят. Их предупредили, и поэтому Дюрер правильно написал, что они не бегут голые или полуголые, как нередко традиционно писали эту сцену другие авторы.

Пока я не потерял из моего словаря слово ЛУЧШИЙ, я так любил эту «Элегию», что считал её лучшим стихом Пушкина. Так и с этими строчками Ахматовой. Она тоже как и Пушкин не всё создавала на одном уровне. Но такие строчки как эти искупают все неудачи. Сегодня, нет-нет, да и ущипнут или поцарапают Белинского. Подлые бездари-карьеристы правят бал везде. В каждом ВУЗе. Может быть кроме точных наук?

Но многие учителя химии уже начинают самый первый урок по химии тем, что доказывают и объясняют почему Святая Вода совершает чудеса. Мракобесы преподают химию, как будто на дворе ещё первые века второго тысячелетия и алхимия всё ещё правит бал! К концу 17 века алхимия уже давно была лженаукой и Ньютон занимался его алхимическими опытами так, чтобы никто не узнал. Чтобы над ним не посмеялись. У него была слабость. Но он стеснялся того,чем он занимался. А эти примитивы не стесняются их образования!

Белинский, не в пример бездарям, не относился с благоговением к каждому слову на бумаге, только потому что это слово написал Пушкин. У Белинского были свои проблемы (у кого нету?), но у него был талант видеть и понимать, и он всегда говорил только его собственное, прямое мнение. А сегодняшние, во всех областях, настолько бездарны, что у них вообще нет собственного мнения. Они просто переписывают у других или у таких же как они.

Бездари! Поэтому и списывают. Поэтому везде и всюду где пишут про Чехова перечисляют по— идиотски набор десятков профессий, которые использовал Чехов. То есть уже чуть ли не сто лет как беспрерывно списывают у Чуковского. Не слушайте их вообще! В истории ситуация ещё гнуснее. Не слушайте их!

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Симон Вуэ (1590–1649). «Лот и его дочери», 1633

Пару дней назад, я говорил на ЖЖ с одной литературной дамой. С писательницей. Она беспрерывно и настойчиво, по возрастающей, пыталась мне доказать, что она ДУРА НАБИТАЯ. И хоть она меня забанила, я всё равно знаю, что она просто кокетничала. А на самом деле она современный и развитый человек с некоторыми проблемами. У всех есть.

Вот в комменте к ней, по случаю, я вспомнил и написал ей эти две потрясающие и элегантные строчки Ахматовой. Эти строчки и подтолкнули меня. Получился этот пост. Наконец-то! Ну я и понаписывал!!!

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Хендрик Гольциус (1558—1616/1617). «Лот и его дочери», 1616

Когда Лот взял его семью и пошёл, чтобы спастись из Содома, его жена, как известно оглянулась, хотя посланцы Бога объяснили, что оглядываться нельзя.

«И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.»

А что же было потом? А потом, когда всё там прогорело, просверкало и божественно прогремело после того, что Бог кинул ядерную бомбу на развратников, две дочки Лота, решили, что они единственные выжившие женщины на Земле. И они решили что их долг, сохранить род человеческий, даже если они сделают ЭТО САМОЕ с родным пьяным папой. Вот об этом и живопись. Ничего особенного. Нормально. Они не были первыми.

Как известно от писателей Библии, мы все происходим от того, что точно так же как и дочки Лота, дочки Ноя напоили папеньку допьяна и изнасиловали родителя. Согласно Священным текстам мы все происходим от пьяного инцеста с очень грубым и болезненным изнасилованием.

Ведь они, эти дочки Ноя, когда зачинали будущих нас, когда они создавали род человеческий, они же наверное на пьяного папу-алкоголика верхом садились! И от этого, говорит Библия, мы и появились. Чего же тогда удивляться подлой и насильственной природе человека? Это было заложено в нас с самого начала!

Если конечно, у кого-то есть сомнения в том, что написали древние еврейские писатели, тогда другое дело. Тогда можно предположить, что скотство и насилие, — не есть в нас врождённые качества от Ноева семени и племени. И тогда есть надежда, что мы ещё станем человеками. Мне вообще-то нужны только Гольциус и Фурини, чтобы сказать пару слов. Остальные помещаю, чтобы было на что посмотреть. Техника соблазнения в них разнится иногда больше чем техника всех этих художников. Набирайте опыт.

Правда, надо сказать, что художники почти все из маньеризма и очень раннего барокко. Из одного времени и почти из одного стиля. Тогда была в моде эта тема. Это маньеризм, а потом ещё больше барокко, создали для художника право изменять классические античные формы и линии. Высокий Ренессанс кончился со смертью Рафаэля. 1520. Или чуть позже.

И вот поэтому мы видим у Гольциуса, вместо хилых семитских девиц, удлиненных мощных и здоровых голландских кобыл. Ниже вы увидите ещё помощнее. Так тогда писали. Эти две девицы уже всё подготовили и папа, как клиент из того кино с Мироновым, уже созрел.

Лисичка, которая стоит справа в глубине, символизирует хитрость дочерей. Возле лисички, превратившаяся в такой вот, как дерево, соляной столб, жена Лота. Ещё правее, полыхает Содом. Здесь всё написано прямо и ясно. Сейчас любящие дочки его полюбят! А теперь давайте посмотрим на Фурини.

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Франческо Фурини (1600/1604—1646). «Лот и его дочери», ок. 1640

Эта картина меня всегда смущает. Смущает, это не совсем правильное слово. Посмотрите что он написал. Две абсолютно домашние девочки. Никакой голландской кобылистости. Обратите внимание на то, как они смотрят на отца и на то, как он беспомощно-пьяный смотрит на них, зная что этого не надо и нельзя делать.

Я думаю, что Фурини, как взрослый человек, не мог не прикинуть, что после первого раза, дочки вполне возможно, ещё не раз это делали. Поэтому, осознанно, или не совсем, но здесь, возможно написана сцена повторения этого странного секса. То есть, не первый раз.

В той, что слева и спиной к нам, ощущается уверенность, что всё опять будет в порядке. Её рука с пустым уже кувшином и то как она спокойно придерживает другой рукой отца, говорит о том, что она уже была в этой ситуации. Та что справа, более мягкая. Она не хочет причинять боль отцу. И она мягко его уговаривает или скорее успокаивает

А его глаза! Его глаза, это глаза загнанного в угол человека, который знает что он никуда не денется. Это не в первый раз. Он уже знает из первого раза, что он никуда не денется.

Приглашаю поговорить. В этой картине полно деталей. Есть что обсуждать.

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

«Гверчино», Джованни Франческо Барбьери (1591—1666). «Лот и его дочери», 1651

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Кристоф Паудис (1618—1666). «Лот и его дочери», ок. 1649

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Ян Массейс (ок. 1509—1575). «Лот и его дочери», 1565

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Лукас Кранах Старший (1472—1553). «Лот и его дочери», 1528

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Бонифацио Веронезе (де Питати) (1487—1553). «Лот и его дочери»

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Андреа Ваккаро (1598—1670). «Лот и его дочери»

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Артемизия Джентилески (1593—1653). «Лот и его дочери», 1635—1638

Этот художник — дама. Пониже или повыше, вы увидите работу её отца, тоже известного художника. Эта дама-художник стала первым в истории членом Академии Художеств — женщиной. Тогда, конечно, когда первая в Европе Академия Художеств появилась во Флоренции.

Её изнасиловали в 17 лет (кажется, я правильно помню — в 17 лет). И это было публичным знанием, потому что был суд.

Эта травма своеобразно сказалась на её творчестве. Может быть я сделаю запись о ней. Вполне можно. Не очень большую.

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Адриан ван дер Верфф (1659—1722). «Лот и его дочери», 1711, Эрмитаж

Эта работа, как вы видите, живёт в Эрмитаже. Питерские могут всегда посмотреть, если бывают в этом музее.

По-моему, это единственная работа, на которой нарисован семит — типа еврей. У меня такое впечатление, что он не очень-то способен сделать необходимое.

Та дочка, которая в глубине, смотрит на него не только проверяя готовность. Она смотрит с сомнением. А уже куда и зачем тянет руку другая и что она, другая, делает — этого я не умею объяснить. У кого какие идеи?

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Доменико Мароли (ок. 1612—1676). «Лот и его дочери»

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480—1538). «Лот и его дочери», 1537

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Орацио Джентилески (1563—1639). «Лот и его дочери», ок. 1621

Если вы не заметили, то это работа отца той художницы, Артемизии Джентилески, которая встретилась нам повыше. Можно сравнивать. Здесь явно написана сцена, после того как всё состоялось. Поэтому у дочек такое прекрасное настроение.

Кроме того, когда на одну и ту же тему столько работ, то интересно сравнивать все, или почти все. Они все принадлежат почти одному времени и почти одному и тому же стилю, но в развитии. Поэтому это правомочно и очень интересно сравнивать такие работы. Смотрите на детали, на сам сюжет, на композицию и т. д.

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Ян Мюллер (1571—1628). «Лот и его дочери», ок. 1600

Вот так они тогда писали. Это уже кобыла не голландская, а какой-то слоновьей породы.

Но у Гольциуса мне нравятся.

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Иоахим Эйтевал (1566 — 1638). «Лот и его дочери», ок. 1595

«Лот и его дочери»: Подборка живописи и не только

Маркантонио Франсешини (1648–1729). «Лот и его дочери»

Можно интересно написать почти о каждой картине, хотя среди них есть очень разного качества. Попробуйте посмотреть внимательно. И вам не нужна будет моя писанина. Вы сами получите кайф. А это куда интереснее.

Вениамин

источник

03.02.2011

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × два =