Лицензии предназначены для защиты потребителя?

Правда ли, что лицензии предназначены для защиты потребителя? Или нет?

Всевозможные подтверждения и, соответственно, ограничения на выполнение определенной работы или на определенные профессии, будь то экзамены, дипломы, сертификаты, лицензии, служат якобы для защиты общества от подделок. В Германии любят поговорить, скажем, о том, что массажисты обязательно должны иметь диплом, подтверждающий, что их можно допускать к человеческому телу и что это делается во имя интересов пациентов. От парикмахера и таксиста до адвоката и трубочиста – все должны иметь свидетельства, подтверждающие их право и умение выполнять определенную работу, чтобы «защитить общество от шарлатанов».

Однако если присмотреться, главная задача таких сертификатов – защита корпоративных интересов, попытка «сделать гонорарный суп не слишком жидким», как признался однажды некий функционер от медицины. Ведь всем проверкам подвергаются только новички, а когда врач, аптекарь, адвокат или трубочист влились в цеховые ряды, они остаются там на веки вечные.

Любопытно отметить, что не потребитель, а именно производитель все время толкует о лицензиях, и становится ясно, кто именно хочет защитить себя. Как пишет нобелевский лауреат – экономист Милтон Фридман: «Официальный мотив всегда один и тот же – защита потребителя. Но на самом деле – это лоббирование собственных интересов. Конечно, слесари-водопроводчики лучше других понимают, от чего им следует оградить рядового клиента. Но наивно усматривать в этом заботу о потребителе».

Из книги «Лексикон популярных заблуждений»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.