Кого можно считать первым русским царем

Кого можно считать первым русским царем? Большинство читателей на этот вопрос ответит: «Иван IV Грозный» и будут по-своему правы. Потому что коронование на царство Государя и Великого князя Ивана IV, после которого он стал именоваться еще и «царем всея Руси» случилось 16 января 1547 года.

Это прошло в знаменитом Успенском соборе Кремля, где митрополит Макарий возложил на семнадцатилетнего юношу знаки царской власти: шапку Мономаха, бармы (широкое оплечье, шитое золотом и драгоценными камнями) и святыню — частицу креста, на котором был распят Иисус Христос, после чего помазал его миром, чтобы Дух Святой дал отроку мудрость править страной, а после — благословил юного Ивана IV.

Казалось бы, вопрос закрыт? Как бы не так! Летописи утверждают, что самодержцем называли еще деда Ивана Грозного — Ивана III, а чин коронования, или как тогда говорили, «венчания на царство» был написан для родственника Грозного — Димитрия Ивановича, внука Ивана III.

Москва — новый Царьград

К концу XV века, когда Византия пала под натиском мусульман, встал вопрос преемственности: для России Византия с ее боговенчанными императорами была примером и образцом. Чтобы Москва действительно могла стать продолжателем христианских традиций, следовало по византийскому образцу наделить правящих особ властью «от Бога», а Москву сделать новым Царьградом. Эта идея родилась при дворе Ивана III и заставила его подчиненных переосмыслить подход к вступлению в права очередного властителя.

В это время при дворе шла серьезная борьба за то, какая ветвь рода Ивана III будет дальше управлять государством. Великий князь был женат два раза: в первый раз на тверской княжне Марии Борисовне, во второй — на Софье Палеолог, сестре последнего императора павшей Византии. От Марии Борисовны у Ивана III был наследник Иван Молодой (умер в 1490 году) и его сын, внук Ивана Димитрий (родился в 1483 году); из детей Софьи Палеолог главным претендентом на власть был сын Василий — старший из сыновей Софьи.

Любопытно, что внедрение идеи «Москва — новый Константинополь» принадлежит не Софье Палеолог, а ее противникам — священникам и книжникам, близкими Димитрию и его матери Елене Волошанке. Близкий к Елене митрополит Зосима даже сочинил «Изложение пасхалии», в которое вложил идею о преемственности власти. В сочинении Палеолог не упоминалась, а преемственность основывалась на верности Руси Богу, Зосима называл самодержца царем и утверждал, что его поставил над Русью сам Господь. Кроме духовенства, за Димитрием-внуком стояли тверские князья, которые недолюбливали Палеолог, считая ее чужой и связывая, «нестроения на Руси» с ее появлением. Сам Иван III хотел передать трон по старшей линии и считал наследником Димитрия, а после того, как осенью 1497 года провалился заговор против Димитрия, и Софья Палеолог c сыном попала в немилость, Иван III решил венчать Димитрия на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси», сделав его соправителем.

Власть от Бога

Тут же был разработан особый «чин венчания»; сама церемония, равной которой на Руси еще не было, прошла 4 февраля 1498 года в Успенском соборе. На венчании присутствовали все духовенство, родственники и бояре, площадь перед собором была заполнена народом. Митрополит торжественно возложил на Димитрия символы власти: шапку Мономаха (это было сделано впервые) и оплечье (бармы), затем, как пишет, основываясь на летописях, историк Василий Ключевский, помазал его миром, а дед Иван III благословил пятнадцатилетнего внука «на великое княжение Владимирское, Московское и Новгородское». Экзарх призвал подростка править мудро, а по выходе из собора Димитрия осыпали монетами.

Дальнейшая судьба Димитрия незавидна. Правил он вместе с дедом всего год, решая судебные тяжбы в нескольких уездах, после чего возник новый заговор, сторонники Димитрия были казнены или сосланы, а Василий был помилован дедом и стал Великим князем Новгорода и Пскова; вышла из-под опалы и Софья.

Участь помазанника Божия

Димитрия оттеснили от государственных дел: его имя в документах начали писать после имен других сыновей Ивана III, а в 1502 году дед сам заточил Димитрия и Елену в темницу, запретив даже в молитвах поминать их имена и называть Димитрия Великим князем. Почему он так поступил, не ясно.

Затем Иван III возвысил Василия и «посадил его на великое княжение Владимирское и Московское и всея Руси самодержцем». Как позже вспоминал австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, перед смертью дед пытался облегчить участь внука и приказал отпустить его, но Василий III заковал племянника в железо, и тот скончался в темнице в 1509 году.

Герберштейн называет две возможные причины смерти Димитрия: он мог задохнуться от дыма во время пожара или умереть от голода; а князь Андрей Курбский писал, что его удавили. О смерти Димитрия сообщается во второй редакции летописного свода 1518 года, где написано, что умер он «в нужде и в тюрьме».

Получается, что еще до коронации Ивана Грозного на Руси был помазанник Божий Димитрий Иванович, который приходился Грозному двоюродным братом. Его не называли царем и венчали на великое княжение, но власть его была освящена митрополитом, и таким образом он стал первым духовным преемником византийских монархов. Чин венчания Димитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного.

источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.