Какое время в истории стало веком развития свободной торговли?

Какое время в истории стало веком развития свободной торговли?

СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ: Говорят, что веком развития свободной торговли стало XIX столетие?

Это утверждение можно встретить у многих экономистов. На самом деле в XIX веке уже процветали таможенные сборы, лицензии и прочие напасти, стоящие на пути свободной торговли. Вот еще один пример зияющего противоречия между рассуждениями теоретиков и реальной жизнью. Хотя тезис о свободной торговле принадлежит великому шотландцу Адаму Смиту, на самом деле экономическая жизнь Европы в его время представляла собой «океан протекционизма, в котором существовало два-три либеральных острова» (Пол Бейрач).

По-настоящему свободная торговля была допущена в Дании, Голландии, Португалии и Швейцарии, население которых составляло едва лишь 5 процентов от всех европейцев. Крупные же державы, такие, как Англия, Франция, Австрия, Пруссия, уже ввели в практику идею протекционистской защиты своих крестьян или фабрикантов, которая станет краеугольным камнем экономической политики XX века.

Экономический разум победил лишь на очень короткий промежуток времени с 1860 по 1879 год. В остальное же время на всех границах свирепствовали таможенные тарифы: во Франции они составляли 12–15 процентов, в Австро-Венгрии – 15–20, в Германии и Англии чуть ниже, но о подлинно свободной торговле и речи не было.

Из книги «Лексикон популярных заблуждений»

* * *

Десять мифов про Всемирную торговую организацию (ВТО)

1. ВТО диктует политику

ВТО не диктует политику правительствам своих государств-членов; напротив, члены Организации самостоятельно формируют политику организации.

Правилами системы ВТО являются соглашения, выработанные по итогам переговоров между правительствами государств-членов, ратифицированные их парламентами, а решения в рамках ВТО, практически во всех случаях принимаются на основе консенсуса всех членов в ходе переговоров в атмосфере подотчетности и демократичности.

ВТО может использовать свое влияние исключительно в случае нарушения государством своих обязательств, возникновения торгового спора и вынесения его на рассмотрение Органа по разрешению споров в составе представителей всех государств-членов, который принимает по нему решение путем утверждения выводов, сделанных группой экспертов по разрешению споров, или итогов рассмотрения апелляции. Это решение представляет собой частное суждение относительно того, нарушило ли правительство какое-либо из соглашений ВТО. Если член ВТО, нарушивший обязательства, не намерен исправлять ситуацию, он может столкнуться с ответной реакцией Организации.

Что касается роли Секретариата, то он не участвует в принятии решений, а лишь обеспечивает административную и техническую поддержку ВТО и ее членам.

Таким образом, ВТО не диктует политику своим государствам-членам; напротив, ее участники сами формируют политику организации.

2. ВТО НЕ ратует за свободную торговлю любой ценой

Фактически это вопрос того, на какие уступки готовы идти страны в ходе торговых переговоров, что готовы запросить и предложить.

Да, один из принципов системы ВТО — это снижение торговых барьеров и либерализация торговли. В конечном итоге, страны выигрывают от расширения торговли за счет снижения торговых барьеров.

Но «высоту» этих барьеров страны должны определять в переговорах между собой. Их позиция на переговорах зависит от того, насколько они готовы снизить барьеры, а также, что они хотят получить взамен. Обязательство одной из страны становится правом другой страны, и наоборот.

ВТО является форумом для ведения переговоров о либерализации. Организация также обеспечивает необходимый для либерализации свод правил.

Правила, определенные в соглашениях, позволяют осуществлять поэтапное снижение барьеров, что дает отечественным производителям необходимое для адаптации времени.

Специальные положения предусмотрены и для развивающихся стран. Кроме того, они предоставляют членам ВТО возможность применять в защиту отечественного производителя ограничительные меры против импорта по необоснованно заниженным субсидированным или демпинговым ценам, выступая, таким образом, в поддержку принципа справедливой торговли.

Не менее, а иногда и более важными, чем принцип свободной торговли, являются другие принципы системы ВТО. Например: принцип недискриминации, а также уверенности в том, что условия для торговли являются стабильными, предсказуемыми и прозрачными.

3. Коммерческие интересы имеют приоритет над развитием …

Мнение: «Преследование коммерческих интересов в ВТО становится более приоритетной задачей, чем развитие»

ВТО НЕ ставит коммерческие интересы выше интересов в области развития

Свободная торговля способствует экономическому росту и поддерживает развитие, а также является краеугольным камнем в основе торговой системы ВТО.

Вместе с тем, вопрос о том, в достаточной ли степени развивающиеся страны выигрывают от системы ВТО, является предметом непрекращающейся дискуссии.

Соглашения ВТО включают в себя многие важные положения, которые принимают во внимание интересы развивающихся стран. Например, для них предусматривается более продолжительный период времени для внесения изменений в соответствии с правилами ВТО. К наименее развитым странам предусмотрен специальный подход, в том числе исключения из многих положений соглашений.

Необходимость решения вопросов развития может также быть использована для обоснования действий, которые обычно запрещаются соглашениями ВТО, например, предоставления определенных правительственных субсидий.

4. … И над экологией

Мнение: «Коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды»

Это НЕ так; во многих положениях особое внимание уделяется вопросам защиты окружающей среды.

В преамбуле Марракешского соглашения, учредившего Всемирную торговую организацию, среди прочего предусматривается оптимальное использование мировых ресурсов, поддержка развития и защита окружающей среды.

В так называемых зонтичных положениях, например, статья 20 Генерального соглашения о тарифах и торговле «не препятствует принятию или применению любой договаривающейся стороной мер, необходимых для защиты жизни или здоровья человека, животных и растений»; а также «консервации истощаемых природных ресурсов».

Для защиты окружающей среды разрешены субсидии. Особое внимание задачам защиты окружающей среды уделяется в соглашениях ВТО, касающихся стандартов на продукцию, безопасности пищевых продуктов, защиты прав интеллектуальной собственности и т.д.

Кроме того, правила системы ВТО могут помогать странам распределять редкие ресурсы более эффективно. Например, сокращение промышленных и сельскохозяйственных субсидий, которого удалось достичь в результате переговоров, снизит расточительное перепроизводство.

«Члены ВТО могут, должны и уже принимают меры по защите видов, подвергаемых опасности, а также по другим направлениям защиты окружающей среды», — говорится в отчете по решению, принятому по одному из вынесенных на рассмотрение ВТО споров, касающемся импорта креветок и защиты морских черепах. Еще одно постановление оставляет в силе запрет на использование асбеста на том основании, что соглашения ВТО уделяют приоритетное внимание здоровью и безопасности, а не торговле.

Важно, однако, чтобы меры, принимаемые для защиты окружающей среды, не были несправедливыми и дискриминационными. Нельзя быть снисходительным к собственным производителям и в то же время проявлять строгость по отношению к иностранным товарам и услугам, как нельзя допускать дискриминацию различных торговых партнеров.

Установление международных норм и правил по защите окружающей среды — прерогатива специализированных международных природоохранных органов и конвенций, а не ВТО. Однако до сих пор документы ВТО и международные соглашения по защите окружающей среды не вступали в противоречие друг с другом, напротив, в них существуют частичные совпадения (например, в соглашениях по вопросам ограничений импорта и др.)

5. … И над здравоохранением и безопасностью

Коммерческие интересы НЕ преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека

Ключевые положения соглашений ВТО, такие как статья 20 ГАТТ, позволяют правительствам предпринимать действия по защите жизни и здоровья людей, животных или растений. Но эти действия определенным образом регулируются для предотвращения использования норм и правил безопасности в качестве оправдания для защиты внутренних производителей и дискриминации иностранных товаров и услуг, «замаскированного» протекционизма.

Ряд соглашений затрагивают вопросы стандартов на продовольственную продукцию, качества и безопасности пищи и другой продукции животного и растительного происхождения. Их целью является защита прав правительств на обеспечение безопасности своих граждан.

Для этого применяемые меры должны быть основаны на научных фактах или стандартах, признанных во всем мире, например, нормах Codex Alimentarius, которые устанавливают рекомендуемый уровень стандартов безопасности продуктов в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Всемирной организации здравоохранения.

Правительства, однако, могут устанавливать и собственные стандарты при условии, что они совместимы с международными требованиями и не являются произвольными или дискриминационными.

6. Всемирная торговая организация НЕ мешает созданию рабочих мест и НЕ содействует расширению разрыва в положении между бедными и богатыми

Мнение: «ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными»

Это обвинение некорректно, плюс оно излишне упрощает факты. Способствуя экономическому росту, торговля одновременно является мощным рычагом для создания рабочих мест и снижения уровня бедности. Однако почти всегда ситуация осложняется тем, что необходим определенный период адаптации для решения проблем потери рабочих мест. Протекционизм как альтернатива — абсолютно не состоятельное решение.

Наибольшую выгоду в сфере занятости от свободной торговли получает страна, которая понижает свои собственные торговые барьеры. Страны, осуществляющие экспорт в эту страну, выигрывают также, особенно отрасли, работающие на экспорт, в которых ситуация более стабильна и заработная плата выше.

При снижении торговых барьеров производители, которые раньше были защищены, сталкиваются с ужесточением конкуренции, и эффективность их адаптации к новым условиям становится жизненно важной. Страны с более гибкими адаптационными механизмами находятся в более выгодном положении, нежели те, которые упускают новые возможности, открываемые развитием торговли и экономики.

Проблема адаптации производителей к условиям свободной торговли решается в ВТО несколькими путями. Так, либерализация рынков осуществляется постепенно, что дает странам время на необходимую адаптацию. Соглашения также позволяют странам предпринимать ограничительные меры против импорта, который наносит особый вред отечественной экономике, но делать это рекомендуется согласно строго определенным правилам.

Кроме того, либерализация в рамках ВТО проводится путем переговоров. Когда страны чувствуют, что определенные изменения существующих мер защиты неприемлемы, они могут продолжать сопротивляться требованиям открытия соответствующих секторов своих рынков.

Кроме того, существует множество факторов, не связанных с деятельностью ВТО, которые влияют на изменения в уровне заработной платы.

Почему, например, в развитых странах увеличивается разрыв между оплатой труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих? По данным ОЭСР, большая часть изменений в зарплате в развитых странах объясняется технологическими изменениями, связанными с квалификацией, импорт же из стран с низким уровнем заработной платы, объясняет только 10-20% этих изменений.

Протекционизм как альтернатива торговле в целях сохранения рабочих мест неэффективен, так как он повышает издержки, сопряженные с выпуском продукции, и порождает низкую производительность. Так, в соответствии с расчетами ОЭСР, введение 30% пошлины на импорт из развивающихся стран фактически сокращает зарплату неквалифицированных рабочих в США на 1% и зарплату квалифицированных рабочих на 5%. Иными словами, применяя протекционистские меры, страна тем самым снижает внутренний уровень оплаты труда.

Кроме того, анализ исключительно товарного импорта искажает общую картину. В развитых странах 70% экономической деятельности — это услуги, где иностранная конкуренция влияет на рабочие места по-другому. Например, когда телекоммуникационная компания открывает бизнес в стране, она в большинстве случаев нанимает на работу местный персонал.

Наконец, хотя уровень жизни 1,5 млрд. человек все еще чрезвычайно низок, либерализация торговли со времен окончания Второй мировой войны способствовала тому, что около 3 млрд. человек смогли вырваться из оков нищеты.

7. В ВТО малые страны НЕ бессильны

Мнение: В ВТО малые страны бессильны

Это неверно. В последние годы, развивающиеся страны стали занимать намного более активную позицию в рамках переговоров в ВТО, выдвигая беспрецедентное количество предложений в переговорах по сельскому хозяйству и активно занимаясь заявлениями министров и решениями. Эти факты являются дополнительным свидетельством их доверия к системе в целом.

Например, Уругвайский раунд (1986-94), стал возможным только потому, что индустриальные страны согласились провести реформы в сфере торговли продукцией текстильной промышленности и сельского хозяйства, а обе эти отрасли были жизненно важны для развивающихся стран.

В торговой системе ВТО все придерживаются одинаковых правил, что существенно расширяет переговорные возможности маленьких стран.

Так, в рамках процедуры разрешения споров в ВТО, развивающиеся страны успешно оспаривали действия, предпринятые промышленно развитыми странами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров.

8. ВТО НЕ является инструментом мощного лобби

Мнение: «ВТО — это инструмент мощного лоббирования»

Наоборот, правительство может использовать членство в ВТО для сопротивления лоббированию узких интересов отдельными группами. В ходе переговоров ему легче противостоять давлению лоббистов, приводя аргументы, свидетельствующие о том, что существует необходимость принятия общего пакета мер в интересах страны в целом.

Это мнение неверно еще и потому, такой подход связан с неправильным представлением о членстве во Всемирной торговой организации. Бизнес, неправительственные организации и другие группы лоббистов не участвуют в работе ВТО, за исключением специальных мероприятий, таких как семинары и симпозиумы. Они могут оказывать влияние на решения ВТО только через свои правительства.

9. У более слабых стран есть выбор, их НЕ заставляют вступать в ВТО

Быть или не быть в ВТО — добровольный выбор любой страны, и поэтому на данный момент переговоры ведут как большие, так и маленькие государства.

Причины того, что все большее число стран хотят присоединиться к данной системе, скорее позитивные, чем негативные; они заложены в ключевых принципах ВТО, таких как недискриминация и прозрачность. Присоединяясь к ВТО, даже небольшая страна автоматически пользуется всеми гарантированными преимуществами членства.

Альтернативой присоединению могли бы стать переговоры по двусторонним соглашениям с каждым торговым партнером, однако для этого правительствам понадобится больше средств, что является серьезной проблемой для небольших стран. Кроме того, их переговорные возможности в двусторонних переговорах слабее, чем они могли бы быть в рамках ВТО, где небольшие страны объединяются в союзы с другими государствами, с которыми у них есть общие интересы.

10. ВТО — демократическая организация

Мнение: «ВТО — недемократичная организация»

Это неверно. Решения в ВТО обычно принимаются на основе консенсуса, что даже более демократично, чем принятие решений большинством голосов. Принятые соглашения ратифицируются парламентами государств-членов.

Несмотря на то, что не каждая страна располагает одинаковыми переговорными возможностями, правило консенсуса означает, что каждый член организации имеет голос и решение принимается только тогда, когда несогласных нет.

Таким образом, механизм ВТО обеспечивает равные возможности для правительств всех государств-членов.

источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.