Каким мог быть фильм «Оно»: неснятое кино

С самого начала фильму ужасов «Оно» предрекали большой кассовый успех: грамотная пиар-кампания, культовый статус романа, ностальгия по страшным экранизациям книг Стивена Кинга, рейтинг R — всё работало на подготовку зрителя к чему-то неординарному. К удивлению самых больших оптимистов, хоррор «выстрелил» успешнее, чем кто бы то ни было мог представить. Уже в первые выходные проката картина режиссёра Энди Мускетти окупилась четырежды и поставила два кассовый рекорда.

Как это зачастую бывает, за время пре-продакшена фильм претерпевает многочисленные изменения, а изначальные задумки сценаристов кардинально отличаются от того, что увидят зрители. В честь триумфального возвращения клоуна Пеннивайза, давайте пробежимся по ранним версиям сценария и узнаем, каким же могло быть «Оно».

*чтение строго рекомендовано под оригинальный саундтрек Бенджи Уолфиша

Фильм мог снять режиссёр мелодрамы

Режиссёр и сценарист Кэри Фукунага

Студия Paramount Pictures начала присматриваться к возможности новой экранизации романа Кингаещё в «нулевые». По разным причинам работы откладывались из года в год, пока в 2012-ом режиссёром не был назначен Кэри Фукунага, немедленно принявшийся за написание сценария. На то время за его плечами была крошечная фестивальная драма «Без имени» и постановка мелодрамы «Джейн Эйр» с Майклом Фассбендером и Мией Васиковской.

В качестве соавтора Кэри пригласил Чейза Палмера, вместе с которым и были подготовлены две рукописи: одна датирована 2014-ым, вторая — 2015-ым годом. Сочинённая ими история мало походила на фильм ужасов в классическом его понимании и фокусировалась преимущественно на взаимоотношениях юных героев. Стремление сделать из «Оно» драму продюсерам не понравилось — им нужен был хоррор; возникли творческие разногласия и в мае 2015-го Фукунага проект покинул. Ставшее вакантным место режиссёра вскоре занял аргентинский постановщик Энди Мускетти, чей фильм ужасов «Мама» (2013) стал международным кассовым хитом, окупившимся 10 раз. Переписывать сценарий Фукунаги и Палмера пригласили Гэри Доубермана, годом ранее сочинившим ужастик «Проклятие Аннабель».

К слову, Фукунага в накладе не остался, ушёл на телевидение и в качестве продюсера запустил там сериал «Настоящий детектив».

Роль Пеннивайза примеряли неожиданные кандидаты

Тим Карри на съёмках телефильма «Оно» (1990)

Это может показаться странным, но на ранних этапах разработки экранизации, студия на полном серьёзе рассчитывала привлечь в проект 65-летнего Тима Карри — исполнителя роли Пеннивайза в оригинальной телевизионной адаптации романа «Оно», снятой в 1990-ом году. К сожалению, вскоре актёр перенёс инсульт, оказался прикованным к инвалидному креслу и претендовать на роль уже не смог.

Вторым кандидатом стал Бен Мендельсон, известный по роли директора Кренника в фильме «Изгой-Один», спин-оффе «Звёздных Войн». Предложение роли он принял, но не смог договориться со студией о размере своего гонорара. От его услуг студия решила отказаться.

Третьей попыткой стал 20-летний актёр Уилл Поултер. Сегодня он известен благодаря комедии «Мы Миллеры», подростковой антиутопии «Бегущий в лабиринте» и драме «Выживший». Но в то время за плечами Уилла был лишь один крупный проект — очередная часть фэнтезийной саги «Хроники Нарнии». Поэтому с уходом из проекта Фукунаги, студия решила подыскать другого, более известного исполнителя.

Уилл Поултер в образе Пеннивайза. Фан-арт

Им стал австралийский актёр Хьюго Уивинг, за чьими плечами уже было немало культовых образов злодеев. Уивинг предложение принял и когда уже стало казаться, что поиски Пеннивайза наконец завершены, продюсеры столкнулись с неожиданными трудностями. Дело в том, что игра Уивинга совершенно не допускала комедийного манёвра — его Пеннивайз был просто зловещим, тогда как студии нужны были и комедийные его таланты. К общему знаменателю прийти не удалось, и проект осиротел в третий раз.

С появлением на горизонте актёра Билла Скарсгарда вакантное место было наконец закрыто. В немалой степени утверждение на роль этого шведского актёра состоялось благодаря некоторым его способностям. Например, Билл мог закатывать глаза так сильно, что радужка полностью скрывалась под веком. Кроме того, он мог изобразить очень неестественную улыбку, которая вкупе с гримом идеально дополняла зловещий образ клоуна-детоубийцы.

Билл Скарсгард повторяет улыбку Пеннивайза

Кстати, в июле по сети пронёсся слух, что роль Пеннивайза собиралась исполнить Тильда Суинтон. Продюсеры поспешили информацию опровергнуть, заявив, что её кандидатура рассматривалась лишь в теории — прямого предложения роли она не получала. С другой стороны, её назначение было бы вполне в духе времени — сегодня персонажи всё чаще удостаиваются гендерной или расовой рокировки, что хорошо видно на примере «Тёмной башни», другой кинговской экранизации, вышедшей на экраны этим летом.

Фильм собирался глубже исследовать тему сексуальности

«Клуб неудачников» в полном составе

Знакомые с литературным первоисточником знают, что в романе содержится сцена, вызвавшая огромную волну возмущений ещё в год выхода книги. Речь об эпизоде, в котором «Клуб неудачников» — как сами себя именовали герои-подростки — занимается групповым сексом с Беверли Марш, единственной девочкой в «Клубе».

Сам Кинг от любых попыток обвинить его в педофилии и прочих извращениях открестился, прокомментировав свой «поступок» следующим образом:

«Я не думал о сексуальном аспекте этой сцены. Книга рассказывает о детстве в 50-ых и взрослой жизни в 80-ых. Взрослые не помнят всего, чтобыло в детстве. Никто не помнит. Нам кажется, что мы помним, но это не так. Интуитивно, «лузеры» чувствовали, что им предстоит встретиться опять, быть вместе. И сексуальный акт как бы связывал их детство и их взрослую жизнь. Это как другая версия стеклянного тоннеля, связывавшего детский и взрослый отделы библиотеки (прим. автора — об этом я рассказывал в статье об истоках вдохновения романа «Оно»)».

Насколько мне удалось выяснить, Фукунага и Палмер эту сцену в свой сценарий не включили. Но это не значит, что в фильм не собирались включить другие, не менее противоречивые эпизоды, связанные с сексом.

Персонаж Ричи — главный шутник Клуба — задумывался как гей

Например, в раннем сценарии была сцена попытки изнасилования Беверли своим отцом: родитель срывал с дочки одежду, но ей удавалось сбежать. Потом выяснялось, что это проделки Пеннивайза. В том же сценарии от 2014-го года был эпизод первого знакомства с клоуном. В отличие от фильма, антигерой представал перед зрителем в образе мастурбирующей женщины, перепачканной менструальной кровью. Сценарий 2015-го проливал больше света на персонажа по имени Ричи — очкарика, падкого на сальные шутки, сыгранного Финном Вулфордом, известного по сериалу «Очень странные дела». В той версии скрипта его герой описывался как мальчик с несформировавшимися сексуальными предпочтениями (возможно, бисексуал). Также в первых вариантах истории была гомосексуальная сцена с участием двух хулиганов из банды Генри Бауэрса.

Видевшие фильм уже знают, что всё это из сценария исчезло вместе с уходом Фукунаги.

Зритель мог узнать о прошлом Пеннивайза

Билл Скарсгард в образе клоуна Пеннивайза

Взявшись раскрыть тайну исчезновения детей, члены «Клуба неудачников» изучают архив местной библиотеки, где узнают, что самые первые поселенцы, основавшие когда-то городок Дерри, исчезли при невыясненных обстоятельствах. Через какое-то время волна похищений вновь прокатилась по Дерри и стала повторяться каждые 27 лет, в том числе и в год, когда происходят события фильма.

Этот короткий эпизод — единственный намёк на то, что Пеннивайз всегда был частью истории города и является, по сути, бессмертным. Больше никаких намёков на то, кто он и откуда зритель не получает. Но ранние сценарии были более щедрыми на подробности.

Передовица газеты с новостью о Пасхальном взрыве, унёсшем жизни 88 детей

Например, сценарий Фукунаги/Палмера содержал сцену, переносящую зрителя на столетия назад, в первые годы существования поселения. Пеннивайз преследует девочку, на защиту которой встаёт мать. Клоун ставит её перед выбором — попытаться помешать ему и лишиться всей семьи или отдать дочку и спасти других своих детей. Мать жертвует ребёнком, что объясняет, почему в городе каждое новое исчезновение ребёнка будто «обнуляет» любое упоминание о предыдущих исчезновениях других детей.

Были в ранних сценариях и другие сцены из прошлого Дерри, в котором присутствовал клоун. В скрипте 2014-го года есть эпизод со зверствами отряда Ку-клукс-клана, который возглавлял Пеннивайз. В другой сцене зритель мог увидеть, как проигравшийся в карты дровосек убивал своих «обидчиков», в то время как другие посетители салуна никак на это не реагируют — оказывалось, что за пианино сидел клоун, и его игра гипнотизировала всех присутствующих.

Фильм мог рассказать о сущности Пеннивайза

Останки истинного Оно. Кадр из телефильма 1990-го года

Режиссёр Энди Мускетти лишь немного коснулся этой темы в эпизоде, когда антагонист поймал Беверли и приволок её в канализацию. Зритель видит, как лицо клоуна раскрывается наподобие цветочного бутона, в центре которого сияет яркий свет — что-то наподобие портала.

В версии сценария Фукунаги/Палмера сущность Пеннивайза раскрывалась иначе.

Когда «неудачники» спускаются в колодец и исследуют логово детоубийцы — перед ними предстаёт совсем другая картина, чем та, что увидели зрители. Герои находили водопад, чья вода струилась снизу вверх и впадала в бассейн, где и жил монстр. Фукунага и Палмер хотели представить его как нечто, напоминающее морскую звезду — монструозное существо со щупальцами. Напомню, что в экранизации 1990-го года истинная внешность Пеннивайза походила на паука.

У фильма была другая концовка

Красный шарик как предвестник несчастий

Те, кто досмотрел до конца не только фильм, но и титры, знают, что там спряталась небольшая «пасхалочка» — смех Пеннивайза — которая красноречиво намекает на неудачу, постигшую главных героев: клоун остался жив и снова вернётся.

https://youtu.be/AqOEXD_cLAI

В версии сценария Фукунаги этот намёк был менее очевидным: на экране появлялся красный шарик, который через мгновение лопался, оставляя зрителей гадать, символизирует ли это конец злодеяниям детоубийцы.

Послесловие: несмотря на увольнение Фукунаги и Палмера, имена обоих указаны в графе «авторы сценария» — нанятый студией Гэри Доуберман лишь незначительно переработал доставшийся ему материал, убрав оттуда почти все сексуальные мотивы и эпизоды о прошлом Дерри. Т.е. в целом мы увидели почти тот самый фильм, который изначально и задумывался. С другой стороны, довольно сложно прогнозировать, как публика оценила бы кино, останься там, например, намёки на однополую любовь. Но факт того, что тема исследования подростками своей сексуальности остаётся неким табу — в то время как зритель спокойно наблюдает за убийством детишек — обязательно должен навести на определённые размышления.

источник

18.09.2017

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.