Какие советские режиссеры зарабатывали больше всего?

Какие советские режиссеры зарабатывали больше всего?

Какие советские режиссеры зарабатывали больше всего

Гонорар за постановку советского кинофильма для его режиссера зависел от многих факторов — от трех групп идейно-художественного уровня (8, 6 и 2,5 тысяч рублей соответственно), серийности картины и других аспектов.

Прокатная успешность киноработы в данном случае финансовой роли не играла — гонорар выплачивался после одобрения фильма Госкино СССР.

Тарифная сетка

В начале 1960-х годов действовал приказ №131 Минкульта СССР от 3.04.1961 г., касающийся «размеров постановочного вознаграждения за осуществление постановки художественных кинофильмов, фильмов-спектаклей и телефильмов». Труд режиссеров-постановщиков, поделенных на три категории по «идейной художественности» их работ, в любом случае ценился выше вклада остальных участников кинокоманды, включая актеров.

В финансовом плане вне зависимости от группы, к которой был отнесен фильм, «рулили» именно главные режиссеры вкупе с кинооператорами — они неизменно зарабатывали больше других. Режиссер фильмов первой категории получал за постановку 8 тысяч рублей (в 1960-е годы самый крутой советский автомобиль «Волга» стоил 6,5 тысяч рублей), кинооператор зарабатывал от 3 до 1,5 тысяч (диапазон от 1-й до 3-й группы). Максимум для актера в денежном выражении составлял 2 тысячи рублей. Впоследствии размеры этих тарифов соответствующими приказами Минкульта СССР неоднократно менялись, но всегда в пользу режиссеров.

Смотрите также:   Топ-10 сериальных докторов - преемники Грегори Хауса

Кто из кинематографистов шиковал

По тогдашним советским расценкам полнометражный фильм (90-100 минут) главному режиссеру в среднем приносил 4-6,5 тысяч рублей. Если двухсерийный, то сумма, соответственно, удваивалась.

Считается, что самым богатым «олигархом» советского кинематографа был Леонид Гайдай, чьи комедии покорили миллионы советских зрителей и любимы нами до сих пор. В действительности это не так, хотя кассовые сборы картин Гайдая для советского времени были ошеломительными. За «Кавказскую пленницу» Леонид Иович получил чуть более 6 тысяч рублей. По советским меркам — много, но явно несопоставимо с доходами Сергея Бондарчука, автора фундаментальной отечественной киноэпопеи «Война и мир».

По расценкам Минкульта СССР, если кинорежиссеры имели звание народного артиста (оно было у Евгения Матвеева, Владимира Басова, Станислава Ростоцкого, Юрия Озерова и многих других культовых советских кинорежиссеров), «полнометраж» для них стоил 7,5 тысяч рублей. Двухсерийные «А зори здесь тихие» оплатили режиссеру Ростоцкому в двойном размере. Бондарчуку за четырехсерийную «Войну и мир» полагалось не менее 30 тысяч рублей. Контрразведчик Игорь Атаманенко, собиравший материал для своей книги о съемках этого поистине грандиознейшего фильма советского кинематографа, в одном из интервью говорил, что кинолента обошлась советскому госбюджету в 60 миллионов рублей (100 миллионов долларов по курсу 1967 г.). Немыслимые по тем временам деньги («Жигули» тогда стоили 5,6 тысяч рублей).

Смотрите также:   В Луцке на месте фонтана предлагали сделать развлекательный центр

Атаманенко называл Сергея Бондарчука первым легальным советским миллионером, только суммы его официальных премий (без гонораров) за картины «Война и мир», «Судьба человека» и «Тарас Шевченко» составляли порядка 250 тысяч рублей. Можно упомянуть также о московской квартире, дачах в Подмосковье и Крыму, о «Мерседесе»…

Что получали наши «оскароносцы»

В 1969 году фильм самого высокооплачиваемого режиссера отечественного кинематографа С. Бондарчука был удостоен в Лос-Анджелесе «Оскара». Спустя 12 лет аналогичную награду заслужила работа Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — душевная многосерийная мелодрама о жизни трех лимитчиц в Москве, которая до сих пор трогает сердца миллионов зрителей. За «Москву…» Меньшов в 1981 году получил Госпремию СССР (5 тысяч рублей). До «оскаровского» же признания этот культовый фильм советская кинокритика в основном гнобила. Для сравнения: Сергей Бондарчук за свою кинематографическую карьеру получил в Союзе пять премий — Сталинскую (1952 г.), Ленинскую (1960 г.) и три Госпремии — СССР, РСФСР и УССР (в 1984, 1977 и 1982 годах, все в денежном выражении).

Смотрите также:   12 самых жестких матерей в истории

Текст: Николай Сыромятников / 07.11.2018

отсюда

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.