Художник, восхитивший Репина: Иван Павлович Похитонов

«Летний пейзаж с коровами», масло, панель, 13.4 x 18.7 см, частное собрание, Швейцария

Картины Похитонова обладают поистине волшебными свойствами. Чем чаще и дольше любуетесь ими, тем легче становится на сердце. Мысли стремятся обрести плавность и стройность, душа — безмятежность равновесия. «Обыкновенное чудо» искусства происходит буквально у Вас на глазах.

«Жатва», 1900-10, дерево, масло,17.5 x 25 см, Одесский художественный музей, Одесса

Свадьба в Матреновке», 1880 год, дерево, масло, частное собрание, Москва

Магия работ Ивана Павловича заключается в сохранении их тональной целостности при множестве цветов, использованных при создании. Конечно, свежесть композиций, дополненная богатством текстуры и усиленная разнообразием техники мазков играет свою большую роль. Но истинное волшебство Похитонова заключается именно в работе с красочным пространством. Кажется, мастер нашёл свой собственный выход из старой как мир проблемы.

«Художник на пляже в Ла-Панне», 1895, масло, панель, 14,5 х 17,5 см, частное собрание

«Тру-Луэт. Зимний день. Унавоженное поле под снегом»,1894, 14.2 х 21.3 см

«Ла Панн. На пляже», 1890, 18.9 x 32.6 см, частное собрание.

Дело в том, дорогой читатель, что в силу объективных факторов у живописцев нет шансов потягаться с красотой окружающего мира по части богатства красок. Бирюзу волн и лазурит небес, сходящихся у горизонта, человечеству никогда не превзойти.

«Труд в поле», 17,8 х 26,7 см, частное собрание

«Охотники на уток на озере», 1885, частная коллекция, Швейцария

«В саду», 1904, частная коллекция , Франция

Всё, что остаётся художникам — прибегать к двум «фокусам». Первый основан на том, как странно человеческий мозг «составляет своё мнение» о двух смежных участках картины, на которых преобладают разные цвета. Особенно если один из этих цветов — нейтральный. В таком случае доминантный оттенок «перекрашивает» «приграничные» участки в нечто комплементарное самому себе. Параллельно изменяется наше восприятие освещённости и интенсивности окраски целых областях живописного пространства.

«Рыбачий домик в Ла-Панн», 1887, частное собрание, Франция

«После захода солнца. Барбизон», 1889, частное собрание

«Замок Гурас в Гелосе, близ По», 1887, 14.6 x 36.2 см, частная коллекция»

«Улица на юге Франции», 1882, 11 x 17 см, частное собрание, Франция

Фокус номер два: после того, как наше внимание привлекает яркий объект, которым мы хотя бы пару секунд любуемся — последующее «путешествие» нашего взгляда по всему пространству полотна будет сопровождаться своего рода «послевкусием». Подсознание какое-то время продолжит «вписывать» остаточное изображение ранее привлекшего нас яркого объекта в новые области холста. От этого ощутимо изменяется настроение всего произведения в целом. К смысловым, геометрическим и текстурным доминантам добавляется ещё одна, самая тонкая и сложная: подтональная.

«Усадьба», частная коллекция

«Прачки»

Похитонов восхитителен в своём умении обращаться к двум упомянутым выше приёмам. Отсюда — неповторимые световоздушные перспективы его полотен. Их эмоциональная свежесть и кажущаяся неосведомлённому человеку таинственной, почти что мистической невозможность окинуть всю его работу одним взглядом. Составить одно общее впечатление. Эти картины — вообще не про осознание. Они — про безмятежность и светлый фатализм, перед лицом непознаваемости мира, в котором мы живём и неотъемлемой частью которого являемся… Да и вообще: мастер, способный подружить глубину перспективы реалистического пейзажа с глубиной импрессионистского нарратива — это гений.

«Охота в лесу», 1879, холст, масло, 56 х 40,5 см, частное собрание

«Охотник зимой». 1890, холст, масло, ГТГ, Москва

«Портрет И.С. Тургенева», 1882″

«Пригород Парижа». 1990-е, частное собрание

И нам безумно жаль, что сегодня художника Ивана Павловича Похитонова гораздо активнее вспоминают и экспонируют за рубежом, чем в России. Человек с удивительной и непростой судьбой; художник, фактически «сделавший себя сам»; мастер, сумевший синтезировать русскую традицию и лучшие методики своей эпохи, он явно заслуживает гораздо больше внимания со стороны крупнейших современных отечественных «игроков» от мира живописи.

И.Е.Репин, «Портрет художника Ивана Павловича Похитонова», 1882

И в заключение.

Однажды Илья Ефимович Репин почтил своим присутствием Парижский «Салон Марсова поля». И остался разочарован увиденным. Впоследствии он не пожалеет времени и чернил, дабы в пух и прах разнести «ассортимент» французской галереи номер один. Похвалы удостоился лишь один художник, чьи работы Илья Ефимович описывал с искренним восхищением. Называл их «свежими» и «блестящими», хвалил за тональную и композиционную «выдержанность», признавался, что буквально «отдохнул душой», любуясь ими. Как Вы уже догадались, дорогой читатель, всё эти картины принадлежали кисти Ивана Павловича Похитонова.

«Садовник»,1900 год, 18.5 x 25 см, Одесский художественный музей, Одесса

«Крестьяне в поле», 1903, 13,5 х 17, частное собрание

«Охота на перепелов в Жабовщине»

источник

14.06.2021

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.