Галлюцинации и баобабы. Этот фотограф показал мир в инфракрасной съемке и открыл измерение, не доступное взгляду
В Западном крыле Новой Третьяковки 3 декабря открывается выставка Арсена Ревазова «Невидимый свет», объединившая около сотни его фотографий последних лет.
«Я снимаю знакомые объекты, созданные природой и человеческим разумом, в том свете, который мы никогда не увидим», — комментирует автор свои работы, имея в виду свой необычный метод и инструментарий. Фотографии сделаны в технике инфракрасной съемки, на специальную пленку или с использованием матрицы цифровой камеры, чувствительной к инфракрасному световому излучению. Иногда с использованием фильтра, который пропускает инфракрасный свет, а видимую часть спектра блокирует, давая возможность увидеть белыми кроны деревьев и черной — речку, которая течет среди привычно белых снегов.
На фото: Арсен Ревазов
Врач по образованию, специалист в области рекламы и технологий по роду деятельности, автор сборника стихов и романа «Одиночество-12», ставшего в 2005-м бестселлером, Арсен Ревазов давно и профессионально занимается фотографией. Время от времени выставляется — после Фотобиеннале 2010 года были выставки в галерее «Триумф». В параллельной программе IV Московской биеннале современного искусства работы Арсена участвовали в совместной с Сергеем Братковым, Ольгой Чернышевой и Александром Бродским выставке «Общее чувство». Показанный тогда его проект «Несмятые простыни Венеции» представлял собой фотографии, напечатанные на ткани форматом метр на два — городские виды развесили на стальном тросе и закрепили прищепками. И хотя на нынешней выставке «простыней» нет, Венеции, в которой автор проводит большую часть своего времени, тут много.
Венеции посвящена и инсталляция Александра Бродского, сочинившего архитектуру экспозиции: мостик и забеленная пигментом вода, на которую с потолка проецируются кадры с палаццо на Большом канале и преломленные в воде отражения. Почти все, что мы здесь видим — свидетельства бесконечных путешествий автора: по Эфиопии, Италии, Америке… И по России, о которой рассказывает серия «Красная-прекрасная» («Red/slash/beatiful»), стоящая в этом ряду особняком.
«Венецианские галлюцинации № 6», 2015
Название серии — галлюцинации — вполне определяет суммарные впечатления от Венеции, остающиеся в памяти многих ее гостей. Даже увиденные живьем, в лучах заходящего солнца, эти подвижные отражения старых зданий кажутся реальнее их самих. А в кадрах, снятых на инфракрасную пленку, прием двойной экспозиции дарит устойчивое ощущение новой реальности, увиденной из того самого четвертого измерения, о котором говорит и пишет Арсен Ревазов.
«Венецианские галлюцинации № 5», 2015
Кампанила собора Сан-Марко, «вырастающая» из Венецианской лагуны перед Дворцом Дожей, иллюстрирует опыты Ревазова с двойной экспозицией, когда пленка для следующего кадра не перематывается, и виды, снятые на один негатив, накладываются друг на друга. Важно, что это не посторонние друг другу изображения. Близкие по географии и сюжету, они продолжают друг друга, рассказывая общую историю.
«Манхэттен № 4», 2015
Памятник в Нью-Йорке на месте башен-близнецов, разрушенных в результате самой мощной в истории террористической атаки 11 сентября 2001 года, называется так же, как само это место — Граунд-Зиро. Прожекторы с направленными вертикально вверх столбами света напоминают о башнях. Стены огромного бассейна с водопадами и углублениями, условно повторяющими архитектуру «близнецов», покрыты бронзовыми табличками, на которых написаны имена погибших. На фотографии таблички невозможно разглядеть, но благодаря ракурсу и точка, с которой была сделана фотография, мемориал Граунд-Зиро выглядет более значимым объектом, чем небоскребы вокруг.
«Манхэттен № 5», 2015
Дом-утюг, один из символов Нью-Йорка — когда-то он числился в ряду главных манхэттенских небоскребов. В обычной жизни листва не может заслонить его. Но кадр, сделанный с использованием инфракрасного излучения, обесцветил кроны деревьев. Увиденный с низкой точки, дом превратился в ничего не значащую, почти эфемерную стену.
«Красная северная речка», 2017
Венецианская выставка «Красная-прекрасная» («Red/slash/beatiful») открылась 12 мая 2017 года в двух шагах от площади Сан-Марко — галерея была в здании, где в 1771 году останавливался юный Моцарт с отцом. Куратор выставки Антон Носик и автор снимков Арсен Ревазов были в красных пилотках и красных галстуках — и гости вернисажа с готовностью принимали правила маскарада. Эта выставка — история про Россию: ее составили снимки, сделанные на инфракрасной пленке, с использованием специального фильтра, отпечатанные на красной бумаге и деформированные, а проще говоря, скомканные самим автором. Мятая бумага дает эффект выхода в объем, которого разными способами добивались мастера русского авангарда. Черная речка для русских — сама по себе сильная метафора. А связанный с Москвой советский мем «Красная-прекрасная» в Венеции вызывал дополнительные ассоциации, намекая на венецианские красные стены, так похожие на стены Кремля.
«Альберобелло как она есть», из серии «Италия», 2016
«Почти каждый раз, когда я делал мою двойную экспозицию, я часто не мог удержаться, чтобы не сделать обычную, простую — уж очень все было красиво вокруг меня, — комментирует серию фотографий «Итальянские квадраты» сам Ревазов. — Я взял с собой около 50 рулонов пленки Efke с истекающим сроком хранения, а ИК-пленка портится гораздо быстрее обычной, поэтому я решил не жалеть «патронов»».
«Агамемнон», из серии «Баобабы герои», 2016
«Самый главный вопрос, на который мне все время приходится отвечать, — а почему вообще я снимаю в инфракрасном свете. Мой ответ: потому что он невидимый. Я снимаю знакомые объекты, созданные природой и человеческим разумом в том свете, который мы никогда не увидим. Поэтому мир в моих работах, вроде бы и тот, и не тот. У этого мира черное небо и вода», — объясняет художник.
«Ангкор-Ват. Камбоджа № 1», 2016
Это Ангкор-Ват, «утонувший» в лесах. Не сам гигантский храмовый комплекс в Камбодже, но его мутные тени возвышаются над высвеченным инфракрасным излучением лесом.
«Северная Эфиопия № 2», 2017
Цитируя известный тезис Пикассо, о том, что «скрытая гармония лучше, чем очевидная», куратор выставки Нина Гомиашвили настаивает, что «творчество Ревазова не только открывает новые качества фотографии, но вынуждает пересмотреть базовые принципы фотоискусства и диапазон его языка».
02.12.2019