Что запретили большевики, а потом разрешил Сталин

Борясь с «наследием царского режима», в первые годы после революции большевики стремились переделать все, что о нем напоминало. До неузнаваемости изменились система школьного образования, концепция истории. Искоренялись обычаи и традиции.

Ситуацию лучше всего описывает цитата из «Интернационала», ставшего гимном революции: «Весь мир насилья мы разрушим до основания…». На его обломках предполагалось построить «новый мир». Но многое из отмененного позже вернул И. В . Сталин.

Воскресенье – выходной

В 1930 г. в Советском Союзе ввели непрерывку: 4 дня — рабочих, пятый – выходной. График выходных был скользящим. Однако на практике такая система плохо сказывалась на производительности труда. Через год установили пятидневку — с выходными 6-го, 12-го, 18-го, 24-го, 30-го числа. В 1940 г. был подписан указ о семидневной рабочей неделе и восьмичасовом рабочем дне. Несмотря на название документа, в тексте было сказано, что нужно считать «седьмой день недели — воскресенье — днем отдыха». Оказалось, что такой график легче воспринимается и ему проще следовать.

Елочка, гори!

На 1928 г. пришелся пик антирелигиозной кампании. Елки запрещалось ставить, а новогодние праздники – отмечать. Ничего не должно было напоминать о Рождестве. Но в 1935 г. партийный пропагандист и публицист Павел Постышев выступил в газете «Правда» с призывом вновь устраивать детские праздники у елки и реабилитировать Новый год. Инициатива была одобрена, и уже в 1936 г. елки начали украшать вновь. А в 1937 г. в Доме Союзов состоялся карнавал для отличников учебы. Так зародилась традиция главных елок страны. 1 января 1947 г. объявили официальным выходным днем.

Причина такой смены курса, вероятно, кроется в следующем: старинные праздники сложно отменить «просто так», не дав ничего подобного взамен. Люди продолжат их отмечать, но тайно. Проще дать им «новое основание». В отличие от Пасхи Рождество было легко трансформировать в светский праздник из-за близости по календарю к Новому году. Осталась памятная и любимая многими внешняя атрибутика (елки, подарки), добавились новые компоненты (шампанское, бой курантов), и получился самый популярный в стране праздник.

Школьная жизнь

Александр Солженицын писал о Сталине: «Что-то приятное находил он <…> в игре слов, напоминающей старый мир: чтобы были не «заведующие школами», а директоры; <…> а гимназистки чтоб учились отдельно от гимназистов и носили пелеринки». Система образования в 40-е годы отказалась от многих нововведений большевиков.

В 1940 г. вышел указ «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР». В Москве и Ленинграде родители старшеклассников должны были платить 200 руб. в год, в других населенных пунктах – 150. За вузовское обучение плата была в два раза выше. Уже в 1941 г. список специальностей, освобожденных от платы, и категорий учащихся, имеющих право на стипендию, начал расширяться. Но полностью отменили плату только в 1956 г.

Стране нужны были рабочие руки – производство росло, дело шло к войне. Для властей количество людей у станка было важнее, чем количество получивших полное образование. Однако и тех, кто мог оплатить обучение, ждали перемены.

В 40-е в школы вернулись экзамены, домашние задания, единая программа с обязательным набором изучаемых предметов, школьная форма (напоминающая гимназическую). В старших классах вновь начали изучать латынь – вышли специальный учебник и хрестоматия — в университетах реанимировали классические отделения и стали набирать будущих учителей.

Перед войной Сталин пожаловался профессору Асмусу, что его комиссары «не умеют думать», и реабилитировал логику как науку, поручив ученому разработать программу курсов для управленцев. После войны Сталин пошел еще дальше – логику и психологию решено было преподавать в школах. В «Учительской газете» в 1946 г. было опубликовано постановление: «ЦК ВКП (б) признал необходимость ввести <…> преподавание психологии и логики в выпускных классах средней школы». Новую политику объяснили так: «Изучение логики мышления является необходимой ступенью для изучения диалектической логики».

Стране нужны герои

Несколько десятилетий в советских учебниках истории почти все, что было до 1917 г., объявлялось плохим. Исключение составляли освободительная борьба и ее деятели. В конце 30-х Сталин начал разворачивать кампанию по реабилитации знаменитых полководцев. Стали признаваться и заслуги ПетраI. Риббентроп, прибывший однажды на переговоры в Кремль, увидел на лестнице портрет Александра II в окружении освобожденных крестьян.

Во время войны были созданы ордена Нахимова и Суворова. Получили их имена и военные училища для подростков. Триумфально шел по экранам страны фильм об Александре Невском.

Сталин понимал: стране требуются славная традиция, примеры побед и героизма. Подвигов героев революции было мало. Поднять патриотический дух было легче, опираясь на историю. Современник Сталина писатель К. Симонов вспоминал, что Сталин, прославляя великих людей России, боролся и с ориентацией на Запад: «Программа борьбы с низкопоклонством предопределила создание целого ряда фильмов, утверждавших наш приоритет в той или иной сфере: полевая хирургия — Пирогов, радио — Попов, Мичурин — биология, Павлов — физиология».

В 1943 г. в войска вернули погоны со звездами. И вновь это было оправдано героическим наследием отцов и дедов, преемственностью традиций. Постепенно возвращалось и слово «офицер», долгое время считавшееся чуть ли не ругательным. Командиры Красной Армии исчезали. После войны в Уставе внутренней службы слово «офицер» стало употребляться официально.

Пушкин – наш!

Подобные перемены произошли и с литературой. Произведения классиков вновь вводились в программу, а в 1937 г. с размахом было отмечено 100-летие со дня гибели Пушкина. Авангардные эксперименты 20-х годов в народе большого отклика не нашли. Нужна была классическая литература. Но не вся, а избранная и «правильно понятая». Для правильного понимания выходили специальные публикации. Нарком просвещения выступал: «В николаевской России был затравлен один из великих умов русского народа. Пушкин — наш!» Газета «Правда» присоединялась к прославлению когда-то названного «буржуем» поэта: «Пушкин целиком наш, советский, ибо советская власть унаследовала все, что есть лучшего в нашем народе».

Дела церковные

Советская страна жила под лозунгом «Бога нет». Священнослужители разных религий расстреливались и отправлялись в лагеря. Но в 30-е годы Сталин начал возвращать Церкви часть имущества и запретил закрывать оставшиеся храмы. Во время войны было открыто около двухсот церквей. Сталин отменил ленинский указ «О борьбе с попами и религией» и вернул институт патриаршества. В 1943 г. впервые со времен Петра был избран Патриарх всея Руси. Им стал митрополит Сергий. Возможно, такое решение Сталина было продиктовано тем, что в христианстве считается грехом бунтовать против власти – она дана Богом, ее надо признавать.

Многие из сталинских решений были отменены после его смерти, но значительная часть просуществовала все годы советской власти.

источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.