Что русские хотели сделать на Аляске

Что русские хотели сделать на Аляске

Российские правители, за исключением Павла I, скептически относились к перспективам освоения Аляски. Иного мнения были промышленники, которые видели в заокеанских владениях не только источник обогащения, но и форпост доминирования в Тихоокеанском регионе.

Русская Америка

Считается, что первыми, кто увидел берега Аляски, были участники экспедиции Семена Дежнева в 1648 году. Чуть позднее в 1697 году покоритель Камчатки Владимир Атласов глазами бывалого первопроходца оценивал еще неизведанные берега, откуда по льду «приходят иноземцы, говорят своим языком и приносят соболи». Однако соболи, по оценке Атласова, были «худые с полосатыми хвостами». Русский промышленник и не мог знать, что впервые увидел енота, неизвестного тогда в России.

Еще придет время экспедиций Витуса Беринга и Михаила Гвоздева, прежде чем на Аляске будут основаны первые русские поселения. Официальный Петербург выразил полное равнодушие в отношении освоения новых земель за Беринговым проливом, инициативу в этом деле взяли промысловики, которые сразу оценили сообщения участников экспедиции Беринга об обширных лежбищах морского зверя.

В 1740-х годах российские торговцы и охотники установили тесные контакты с алеутами, что позволило им провести не один десяток экспедиций вдоль побережья Аляски и на соседних островах. Промысловые вояжи организовывались и финансировались исключительно на средства частных компаний сибирских купцов.

К 1770-м годам среди торговцев и заготовителей пушнины особое место занимал Григорий Шелихов. Во многом благодаря его неуемной энергии в новых краях были заложены постоянные русские владения. Составленные Шелиховым планы предусматривали построение улиц, парков, школ, библиотек, а также массовое заселение этих земель русскими жителями.

Но реализовать столь грандиозные замыслы было крайне затруднительно. Отдаленность промысловых районов вынуждала экспедиции затягиваться на 6, а то и целых 10 лет. Кораблекрушения, голод, болезни, стычки с аборигенами или экипажами иностранных кораблей – все это ставило «российских Колумбов» на грань выживания.

В 1772 году на острове Уналашка основывается первое российское торговое поселение, которое впоследствии становится главным портом империи в регионе. Через Уналашку шли все промысловые потоки, именно она вскоре станет базой Российско-Американской Компании. В 1778 году эти места посетил Джеймс Кук, который подсчитал, что общее число русских промышленников, находившихся на Алеутах и в акватории Аляски, составляло около 500 человек.

В 1791 году помощником Шелихова стал выходец из старинного рода купец Александр Баранов. Этот беспримерно честный человек, который будет управлять Русской Америкой более двух десятилетий, и контролировать многомиллионные суммы, так и не нажил себе никакого состояния.

Амбициозные планы

Со временем в правительстве стали задумываться о том, чтобы объединить промышлявшие на Аляске купеческие компании и подчинить их интересам государства. Так, в 1780 году секретарь Коммерц-коллегии Михаил Чулков подал генерал-прокурору князю Александру Вяземскому соответствующий проект, согласно которому учреждаемая компания получила бы 30-летнюю монополию на промысел и торговлю на всем Тихоокеанском Севере.

Несмотря на то, что идеи Чулкова не нашли поддержки в лице Екатерины II, из-за ее стойкой неприязни к монополиям, они стали известны Шелихову, что повлияло на его дальнейшие планы. Совместно с купцом Иваном Голиковым Шелихов учредил объединение, ставившее своей целью не просто добычу пушнины на Аляске, а основание там постоянных поселений. При этом компаньоны добивались непосредственного патронажа иркутских губернаторов, как над своей компанией, так и над основанными в Америке колониями.

В марте 1788 года Комиссия о коммерции, о плавании и торговле на Тихом океане ходатайствовала перед императрицей о льготах и государственной помощи, запрашиваемых компанией Шелихова–Голикова. В число просьб входила также помощь в предоставлении компании торгово-промысловой монополии как в уже освоенных районах, так и на вновь открываемых территориях сроком до 20 лет. Увы, ответ Екатерины был резко отрицательным.

А вот Павлу I, который все делал в пику своей матери, идея о создании монополии на пушной промысел в Новом Свете показалась интересной. По инициативе нового самодержца в 1799 году была сформирована «Под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российская Американская компания» (РАК), в задачи которой входило управление и освоение Аляски, а также представление и защита интересов России на Тихом океане.

Одним из основателей компании стал зять Шелихова Николай Резанов (известный по рок-опере «Юнона и Авось»), а главой – Александр Баранов. В последующем среди акционеров РАК был Александр I и великие князья, крупные государственные деятели и промышленники.

У Шелихова на деятельность РАК были большие виды. Его масштабный проект предусматривал защиту компании от произвола путем покровительства иркутского генерал-губернатора; посылку в американские поселения воинской команды, разного рода специалистов, ссыльнопоселенцев и миссионеров; санкции на покупку у местных вождей рабов и расселение их на Камчатке и Курилах, а также разрешение на торговлю со странами Тихоокеанского бассейна. Шелихов также настаивал на запрете иностранцам заниматься торгово-промысловой деятельностью в пределах формирующейся Русской Америки.

Деятельности РАК сложно дать однозначную оценку. Конечно, нужно признать отвагу и предприимчивость, с которой ее создатели приступили к реализации амбициозных целей. Однако отсутствие у многих промышленников стратегического мышления, стремление к быстрой наживе и падкость на взяточничество практически свели на нет благие начинания.

В первой четверти XIX века прибыли РАК были баснословными, исчисляясь миллионными суммами. Они банально обеспечивались высокой стоимостью шкурок каланов, вызывавших на рынках Европы и Азии небывалый ажиотаж. Оклады морских офицеров-сотрудников РАК были в 10 раз выше, чем на флоте, что способствовало в большей степени потребительскому отношению к профессии.

Заокеанское хозяйство

Вплоть до 1820-х годов прибыли компании позволяли ей самостоятельно осваивать территории. По свидетельству Баранова, в 1811 году доход от продажи шкур каланов составил 4,5 млн. рублей – громадные по тем временам деньги. Прибыльность РАК в лучшие годы доходила до 1000%! Кроме каланов этому способствовал большой спрос на шкуры морских выдр, стоимость которых с конца XVIII столетия до 20-х годов XIX века выросла со 100 до 300 рублей за шкурку. Для сравнения соболь стоил в 20 раз меньше.

Добыча морских млекопитающих являлась основой хозяйственной жизни Русской Америки. Так, за период 1840-60-х годов только число добытых морских котиков достигало 18 тыс. Кроме этого немалый доход в казну РАК приносила добыча бобров, выдр, лисиц, песцов, медведей и моржовых клыков.

Еще с 1790-х годов на Аляске русские корабельные мастера начали развивать судостроение. За 1799-1821 годы в Новоархангельске (сегодня Ситка) были построены 15 кораблей, а в 1853 году здесь на воду спустили первый на Тихом океане пароход.

Баранов не останавливался на освоении Аляски, его планы распространялись далеко за ее пределы. В начале 1800-х Баранов наладил торговлю с Гавайями. С далекого архипелага российские корабли везли соль, сандаловое дерево, тропические плоды, кофе, сахар.

Как настоящий государственник Баранов планировал заселить Гавайи староверами-поморами из Архангельской губернии. Благо этому не мешали местные царьки, с которыми глава РАК нашел общий язык. Более того, туземцы настолько прониклись дружбой с русским посланцем, что запросили для жителей островов российское подданство.

Русские пошли дальше и уже присматривались к Маршалловым островам. Но Петербург в итоге охладил неуемный пыл промышленников и раз, и навсегда покончил с идеей сделать Гавайские и Маршалловы острова территорией империи. Брошенную добычу очень быстро подобрали американцы.

Баранов не забывал и об Аляске, застраивая ее русскими поселениями и изучая возможности более глубокого хозяйственного использования. Ряд российских экспертов полагали, что на Аляске может быть золото. Это предположение подтвердится только в конце XIX столетия, обернувшись настоящей «золотой лихорадкой». Но русских там уже не будет.

Обуза

Мы можем только восхищаться русскими поселенцами Аляски, которые в ограниченном количестве (не более 800 человек единовременно) смогли освоить столь огромные территории побережья, добираясь до Калифорнии и претендуя на Гавайи. Однако вглубь материка они так и не пошли, опасаясь столкновения с враждебными индейцами.

Пожалуй, именно катастрофическая нехватка людей сыграла роковую роль в судьбе Русской Америки. Стремление заполучить переселенцев стало навязчивым, но невыполнимым желанием РАК в условиях безучастного Петербурга.

Первым, кто в высших кругах заговорил о продаже Аляски, был Николай Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири. В предоставленной в 1853 году Николаю I записке он изложил свои взгляды на проблемный регион.

В частности, Муравьев-Амурский придерживался мнения, что площадь в 1,5 млн. кв. км. подданные его Величества защитить не смогут. Вторым аргументом чиновника было желание задобрить США, чтобы выстраивать в будущем с заокеанской державой доверительные отношения.

Российские власти считали, что Аляска требует огромных вложений и правительство не готово идти на такие расходы в освоении «ледяной пустыни». Другим серьезным аргументом в пользу продажи Аляски был упадок пушного промысла, почти полное истребление поголовий каланов и сильное сокращение популяций морской выдры. Регион в скором времени грозил стать полностью дотационным. РАК стала испытывать проблемы в обеспечении колонистов продовольствием и уже договаривалась с британской компанией с Гудзонова залива о поставке продуктов питания.

От «лишних территорий» лишено было избавиться, и 30 марта 1867 года в Вашингтоне был подписан договор, по которому Россия уступала Аляску за 7 200 000 долларов золотом. Очень долго считалось, что Россия так и не получила означенной суммы. Однако не так давно в госархиве РФ был найден документ, составленный сотрудником Министерства финансов в 1868 году. Вот его содержание:

«За уступленные Северо-Американским Штатам Российские владения в Северной Америке поступило от означенных Штатов 11 362 481 р. 94 коп. Из числа 11 362 481 руб. 94 коп. израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. 10 972 238 р. 4 к. Остальные же 390 243 руб. 90 к. поступили наличными деньгами».

Получается, что Россия продажей Аляски в определенной степени обеспечила строительство того, в чем более всего нуждалась – дорог. Вопросу, чего наша страна лишилась, потеряв свои заокеанские владения, суждено навсегда остаться дискуссионным.

источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.