Вечно юный Сюй Бэйхун

У большого полотна (два на три с половиной метра), выставленного в главном зале музея, всегда много народу. Картина называется «Тянь Хэн и пятьсот героев».

Сюжет для картины художник взял из китайской истории. Герой картины Тянь Хэн возглавил один из отрядов, сражавшихся против ханьского императора Гао Цзу (206 — 194 г. до н. э.), поработившего его родину, царство Ци. Зная, что Тянь Хэн пользуется большой популярностью, и желая покончить дело миром, ханьский император предложил ему сдаться без боя, за что обещал жизнь и княжеский титул. В противном случае Тянь Хэна и его сподвижников ждала смерть.

Тянь Хэн направился в столицу ханьского императора с двумя воинами и, не дойдя до дворца, покончил жизнь самоубийством, приказав сопровождавшим воинам отнести его голову императору. Тем самым он хотел избежать позора капитуляции и сохранить жизнь своим пятистам воинам. Император велел похоронить Тянь Хэна с княжескими почестями и был намерен «простить» и остальных воинов, приняв от них почетную капитуляцию, но те, узнав о самоубийстве Тянь Хэна, бросились в море и тоже погибли.

Закончил ее Сюй Бэйхун в 1930 году. На картине изображена сцена расставания Тянь Хэна с воинами. Спокойный, невозмутимый, сложив руки на груди, прощается герой с соратниками. Лицо его величественно и торжественно. В глазах нет ни горечи, ни сожаления. Ведь он уже принял единственно правильное решение. Очень выразительны лица воинов: некоторые молча смотрят на покидающего их Тянь Хэна, лица других скорбны и печальны, некоторые полыхают гневом — они не хотят, чтобы он их покидал, и готовы пройти трагический путь до конца вместе с ним. Какой-то хромой воин, подняв посох, словно пытается преградить Тянь Хэну дорогу. Но рядом уже ждет оседланный конь.

Почему же, казалось бы, столь далекие исторические события вдохновили Сюй Бэйхуна на создание работы, самой крупной после возвращения на родину. Но это не было случайным. Он увидел в прошлом аналогию современным событиям. Дело в том, что империалистическая агрессия против Китая и разложение гоминьдана вызвали в сердце Бэйхуна чувство горечи и ненависти. Но не все разделяли эти чувства. Сплошь и рядом он сталкивался с людьми, которые, поправ принципы, отбросив гордость и чувство патриотизма, приняли сторону гоминьдановцев и империалистических поработителей. Сюй Бэйхун решил своей картиной осудить предателей, напомнив им о великих предках, которые проявили силу духа, не соблазнились обещанными богатствами и знатностью и предпочли смерть позору.

Ляо Цзинвэнь рассказывает, что создание этой картины потребовало от художника напряжения всех его сил. Для каждого из многочисленных персонажей картины он сначала делал этюды с натуры, а йотом переносил созданный образ на полотно. Он работал над картиной два года, задерживаясь в студии до поздней ночи.

Возле нас собралась группа посетителей музея, чтобы послушать рассказ жены художника. Она нечасто выходит в зал: последнее время ей нездоровилось, да и исследовательская работа занимает много времени. Ляо Цзинвэнь — автор нескольких книг и статей о творчестве Сюй Бэйхуна. В частности, ей принадлежит труд «Жизнь Сюй Бэйхуна. Мои воспоминания», вышедший в 1983 году. Эти книги продаются здесь же, в музее, и около нас выстраивается длинная очередь с книгами в руках — все хотят получить автограф. Ляо Цзинвэнь подписывает книги, делает это тщательно, выводя каждый иероглиф. Она знает, что творчество Сюй Бэйхуна дорого всем поколениям любителей живописи в Китае, что любовь эта прочная и непроходящая, и она благодарна людям за это внимание к творчеству мужа.

Мы продолжаем нашу экскурсию-интервью. Картина «Тянь Хэн и пятьсот героев» положила начало серии работ, где ярко проявились гражданские и патриотические мотивы творчества Сюй Бэйхуна. Вот, например, картина «Раненый лев». Она написана в реалистической манере и все же чем-то напоминает классическую китайскую живопись. В ней присутствуют раненый лев — это не что иное, как родина художника — Китай, истерзанный империалистами, но он еще силен и могуч и может за себя постоять. А вот совсем маленькое полотно, маленький шедевр «Утренние песни», созданный в 1935 году. Изображены здесь воробьи на ветках. Картина дышит спокойствием, она полна лиризма. Художник как бы любуется нежными, пушистыми комочками жизни, залетевшими в большой город. Так и сам художник был когда-то одиноким и беззащитным в Шанхае.

У этой картины интересная судьба. Несколько лет назад картина была похищена. Вора поймали с поличным, когда он пытался сбыть ее иностранцам в одном из пекинских отелей. Как видно, те, кто посягнул на это национальное богатство, знали толк в живописи. Кстати, после этого было решено усилить охрану музея, и я обратил внимание, что при входе имеется небольшое караульное помещение, в котором находится группа людей в военной форме. Они призваны не допустить, чтобы подобное повторилось.

Весьма любопытная история произошла е картиной «Парящий орел», которую художник закончил в 1944 году. Чан Кайши хотел приобрести ее и подарить своим влиятельным американским друзьям, но Сюй Бэйхун под разными предлогами отказывался продать картину. Однажды на картине появились иероглифы, из которых следовало, что она посвящена жене. Так «Парящий орел» остался на родине.

Сюй Бэйхун, величайший знаток древней китайской живописи и страстный коллекционер, всегда болезненно переживал, когда шедевры китайской живописи «уплывали» за океан. Ляо Цзинвэнь рассказала об одной истории, которая произошла в первые месяцы после победы революции в Китае. Тогда еще было разрешено устраивать выставки-продажи картин из частных коллекций, и работавшие в Пекине иностранцы буквально охотились за ценными произведениями искусства.

На один из таких аукционов попал Сюй Бэйхун. Он пришел в тот самый момент, когда некий коллекционер Ван продавал послу одной европейской державы, кстати старому знакомому Сюй Бэйхуна, свиток, написанный в период династии Юань художником Ван Чжэнпэном. Это был известный «Портрет княгини Мэй». Картина стоила недешево, и в зале шел торг. Сюй Бэйхун приобрел картину, чтобы ее не увезли из Китая, хотя для этого ему пришлось влезть в долги.

Такова же судьба картины «Чжу Юань взламывает решетку тронного зала», которая вошла во все каталоги старинной китайской живописи, и картины художника минской династии «Ван делает надпись на веере», которые Сюй Бэйхун буквально спас от исчезновения, так как в те смутные времена произведения искусства часто становились добычей малограмотных спекулянтов и перекупщиков, которые даже не представляли ценности этих картин. Сюда же следует отнести случайно купленную им за бесценок на развале, среди груды макулатуры, картину на буддийский сюжет, относящуюся к династии Сун.

Художник писал впоследствии: «Я испытываю состояние блаженства из-за того, что хранятся у меня 87 творений выдающихся мастеров живописи всех времен, творений, где утверждаются высокие принципы гармонии, мира и согласия». Сейчас все эти шедевры — достояние народного Китая.

Вот еще один зал, в котором экспонируются картины «Свет луны», «Утренние песни», «Весенний дождь на Лицзян», «В горах Эмэйшань» и многие другие. В них художник раскрылся как тонкий и лирический пейзажист. Пейзажи Сюй Бэйхуна давно стали классикой. Особо следует сказать о картине «Весенний дождь на Лицзян», созданной в 1937 году. Передавая красоту своей страны, он отходит от принципов «гохуа» в изображении природы. На первый взгляд этот отход не так уж ощутим — могучие горы на заднем плане в клочьях тумана, река совсем как у старых художников-пейзажистов. Но вот взгляд переносится на первый план — спокойно текущую реку, деревья, отражающиеся в воде, лодку с рыбаком, которая подчеркивает открывающуюся перспективу. И хотя картина написана тушью — материалом, типичным для «гохуа», тушь как бы приобретает новые качества. Ее мазки, как в живописи маслом, передают объемность изображенной на картине природы. От картины веет весенней свежестью, почти ощущается немного влажный запах тумана, слышится шум дождя. Картина полна бодрости, она современна. Даже прибегая к традиционным приемам построения картин, Сюй Бэйхун — пейзажист — выступает как современный художник, для которого мир реален и конкретен. Это уже не полусимволические образы, столь типичные для пейзажной живописи «гохуа», а построенный на этих приемах реальный современный мир.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.