Боевая йога: упражнения и искусство каларипайатту

Боевая йога: упражнения и искусство каларипайатту
Индийское боевое искусство каларипаятту (каларипайатту)
Каларипаятту — традиционное для Южной Индии боевое искусство, возникшее на территории современных штатов Керала и Тамилнаду. Слово Каларипаятту состоит из двух частей: «калари» означает «священное место», «паятту» — «бой». То есть «каларипаятту» — это «бой в священном месте».
На Востоке постоянная опора на ритуалы и традиции является по сути культурным кодом. И если для европейского воина истоки боевого искусства никогда не являлись определяющим фактором, — лишь бы действовало эффективно, то для бойца восточных систем древность и глубокие исторические корни всегда были своеобразным знаком качества. Искать эту точку отсчета принято упорно и постоянно, заглядывая то в соседние деревни, то за государственную границу. И если послушать восточных историков БИ, то все дороги, ведущие в прошлое кунг-фу, карате, бандо, тайского бокса и т. д., сходятся в одном месте — в Индии.

В поисках источников
Что могла предложить колыбель всех восточных (да и не только) цивилизаций миру в плане боевых искусств? Древнее индийское общество было крайне формализовано, строгие ритуалы пронизывали его насквозь. Подобный подход привел к закономерному результату — социум был разделен прочными и высокими барьерами кастового устройства. Четыре основных направления жизнедеятельности общества оказались под властью различных групп. Шудры взвалили на себя бремя рабочего человека, вайшья занимались торговлей и финансами, брахманы общались с богами, а кшатрии воевали. Именно в среде последних и развивались индийские боевые искусства.
В том, что они были, нет никаких сомнений. Многочисленные письменные источники — шастры — донесли до нас различные системы применения на практике оружия и голых рук. Но, обратившись к этим писаниям, первое, на чем ловишь себя, — ощущение все той же жесткой регламентированности. Порой кажется, что для кшатрия соблюдение всех этих предписаний и правил было важнее, чем собственно победа в бою. Неудивительно, что носители данной традиции с завидной периодичностью уступали напору менее утонченных, но более гибких в военном аспекте культур, будь то мусульманские государства, представители общины сикхов или войска англичан.
Тем не менее индийские мастера сумели донести до дней сегодняшних несколько аутентичных боевых систем. Любую из них легко определить как чисто индийскую по великолепно проработанной методике подготовки бойцов, по тому, что принято называть культурой движений. Это и силовой мордобой с использованием костяных кастетов ваджра-мушти, и изрядно смахивающая на сетакан-карате варма-калаи, и, конечно же, наиболее разнообразная в своем арсенале каларипайатту.
Мастерство места боя

Название каларипайатту состоит из двух слов, первое из которых имеет значение «место боя или тренировки», второе — «мастерство, практика». Это боевое искусство является, пожалуй, своеобразной квинтэссенцией индийских достижений в области работы над телом и духом человека. Многочисленные разогревающие и растягивающие упражнения из хатха-йоги позволяют подготовить бойца к сверхнагрузкам поединка, улучшают координацию. Пранаяма, работа с дыханием, расширяет диапазон двигательных возможностей, укрепляет важные в любом виде БИ скелетные мышцы.
Прошедшие этот подготовительный этап ученики приступают к освоению приемов рукопашного боя, работая в основном в парах по заранее оговоренным схемам. За этим процессом внимательно следит наставник — гуруккал. По давней традиции учитель является не только мастером поединка, но и целителем. При каждом зале существует небольшая клиника, где гуруккал вместе с лучшими учениками за символическую плату лечит жителей окрестных кварталов и деревень.
Школы каларипайатту, как и направления кунг-фу, делятся на северные и южные. Первые — снова аналогия с Китаем — в основе технического арсенала имеют низкие стойки, прыжки и многочисленные удары ногами. Южные, напротив, больше внимания уделяют развитию устойчивости и технике рук. Но в каждом из направлений арсенал велик и изучается ступенчато. Вначале — безоружные техники, потом — деревянное оружие, а после — остро заточенная сталь.
Как кузнец победил фехтовальщика

Разнообразие индийского оружия поражает. Индусам, похоже, удалось переплюнуть даже хитроумных китайцев. Еще в древнем трактате о военном деле «Дханурведе» была предпринята попытка классификации холодного оружия кшатриев. Тут и мощный составной лук, и метательный диск чакра, многочисленные кривые и прямые клинки, меч-плеть уруми, бессчетное количество разновидностей ножей и кинжалов, включая такую экзотику, как катар — кастетного хвата девайс с широким треугольным клинком, позволявший дырявить доспехи.
Все это дикое многообразие, конечно же, изготавливалось из знаменитого индийского литого булата — вутца. Именно он был вершиной местного кузнечного дела, основным экспортным продуктом. Из него ковались знаменитые на весь мир дамасские клинки. Но, с другой стороны, многие исследователи отмечают, что, скорее всего, как раз вутц и стал причиной того, что в Индии так и не возникло изощренных школ фехтования.
А зачем? Многообразие форм оружия поможет выбрать приспособление на любой случай жизни, а феноменальное качество стали позволяет пренебречь такими аспектами фехтования, как необходимость следить за сохранностью режущей кромки, умением точно распределять силы и следовать не только технике, но и сложным тактическим аспектам боя.
В результате каларипайатту демонстрирует в основном размашистую инерционную рубку от локтя, а то и от плеча; мощные прыжки с вкладыванием всего тела в удар. Все это смотрится очень зрелищно и эффектно, но как-то бледнеет рядом с прагматичной, выверенной до миллиметров, техникой испанских фехтовальщиков или скупой эффективностью японского кэндзюцу.

Так что же такое каларипайатту?
Ответить на этот вопрос может только сам занимающийся. Ведь каждый из нас ищет в боевых искусствах что-то свое. Если вам интересны ритуалы другой культуры, если хотите почувствовать сопричастность духовному бытию, почувствовать магию боя, то здесь вы найдете то, что ищете. Но если важнейшим аспектом БИ видится их эффективность в реальной схватке, то стоит поискать что-нибудь попроще, благо выбор теперь огромен.
Но, с другой стороны, многих людей привлекает в залы жажда двигательной активности, не сопряженной с синяками и членовредительством. Тогда каларипайатту — великолепный вариант. Древний индийский фитнес не уступит своей методикой новым направлениям, а то и превзойдет их. Ведь в его арсенале — техники, проверенные веками, скрупулезно отобранные и сохраненные в первозданном виде самой индийской культурой.
отсюда
12.07.2016

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.