Аудитория — миллиард: о китайском кино и телевидении

Говоря о китайском телевидении, нельзя не упомянуть о ситуации, сложившейся в идейно-политической жизни Китая в конце 70-х годов. В тот период, как отмечает китайская печать, руководители Китая, не исключая и тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПК Ху Яобана, ослабили внимание к процессам, происходящим в идеологической жизни страны. У части молодежи, интеллигенции, кадровых работников возникло чрезмерное увлечение западными идеями. В печать, на экраны кинотеатров стали проникать взгляды, противоречащие курсу КПК на строительство социализма, ставилась под сомнение руководящая роль партии. КПК вовремя обратила внимание на всю опасность этого явления, которое было определено как «буржуазная либерализация».

Не обошли эти процессы и телевидение. И дело не ограничивалось чрезмерным увлечением рекламой западных и японских товаров или механическим перенесением на экран некоторых приемов и методов западного телевидения. На телеэкране стали часто показываться фильмы, культивирующие жестокость. И сегодня нет-нет, да и донесется с экрана неистовый вопль очередного киногероя, расправляющегося с доброй дюжиной звероподобных личностей.

Нашлись сторонники «буржуазной либерализации» и вне сферы Центрального телевидения. В местной печати КНР появлялись материалы, в которых с тревогой сообщалось о том, что за последние несколько лет во многих городах и поселках страны незаконно были построены небольшие телестанции, которые планировали свою работу, исходя из целей наживы. Газета «Гуанмин жибао» сообщала, что одна из таких станций в городе Сучжоу специализировалась на так называемых «ковбойских фильмах» («Новый поход на тигровую гору» и др.), которыми они порой «подменяли» программы Центрального телевидения. Власти в законодательном порядке пресекали эту частную инициативу в области идеологии. Так что перед телевидением Китая стоят далеко не простые задачи.

Линия руководителей китайского телевидения в этом вопросе четкая и ясная.

— Борьба с «буржуазной либерализацией», — говорил нам Ай Чжишен, — ни в коей мере не должна повлиять на яркость и разнообразие продукции, идущей на телеэкран. В этой борьбе мы стоим на партийной позиции, придерживаемся «четырех принципов» — отстаиваем социалистический путь развития Китая, диктатуру народной демократии в стране, поддерживаем руководство коммунистической партии, руководствуемся идеями марксизма.

В определенный период некоторые писатели оторвались от истории революционной борьбы народа, от проблем, волнующих сегодня наше общество, увлеклись погоней за сенсацией, сосредоточили свое внимание только на теневых сторонах жизни общества. Это ненормальное явление, — подчеркнул Ай Чжишен. — Нужно в произведениях отражать действительность, нужно писать и об истории, о революционной борьбе на всех этапах нашей революции. Но это нужно делать с чувством ответственности перед народом, и особенно перед молодым поколением нашей страны. При этом мы будем поощрять разнообразие художественного стиля, совершенствовать жанры, тематику произведений, искать новые формы, а что касается телевидения, то и новые художественные и технические приемы.

В Пекине в торжественной обстановке подводились итоги Всекитайского телефестиваля. Победителям вручались высшие награды фестиваля — призы «Золотой петух», «Сто цветов». Лауреатами стали, в частности, исполнитель главной роли в фильме «Исполняющий обязанности мэра» Ян Цзайбао (позже фильм был показан Центральным телевидением нашей страны), творческий коллектив, создавший ленту «Восход солнца», молодой китайский кинорежиссер Ю. Сяоган и другие. Однако главное внимание было обращено на преодоление недостатков, которые все еще мешают развитию телевидения. Говорилось о том, что доля талантливых фильмов, вроде «Восхода солнца», в общей массе все еще мала, зато много «коммерческих» телеподелок, «банальных по сюжету и сомнительных по моральным ценностям».

Вполне понятна обеспокоенность руководителей китайского телевидения положением дел, их желание сделать телевизионную пропаганду частью большого партийного дела по воспитанию в массах идейной убежденности, веры в социализм, патриотизма. Ведь такое могучее средство идейного воздействия на массы, каким является сегодня в Китае телевидение, призвано стать частью большого партийного дела.

«Чтобы повысить качество телефильмов, — сказал Ай Чжишен, — нужно, чтобы литература и искусство служили народу и социализму, прислушивались к различным мнениям».

«Необходимо идти в гущу жизни, искать героев на строительстве гидростанций на реках Хуанхэ и Янцзы» — такие призывы звучали в зале.

Еще один путь к успеху, который наметили работники телевидения Китая, — обращение к богатому наследию китайской культуры, к лучшим произведениям китайской классики.

С большим интересом встречена телеверсия древних китайских романов «Сон в красном тереме», «Путешествие на Запад». Появились фильмы, отражающие и недавнее прошлое, в частности известный телесериал «Четыре поколения одной семьи», в котором говорится о нравах и обычаях пекинцев 40-х годов; многосерийный фильм «Последний император», повествующий о жизни последнего китайского императора Пу И; фильмы остросовременные, вроде двенадцатисерийного фильма «Обретение утраченного мира» — о воспитании трудных подростков.

Но, естественно, не фильмами едиными живо телевидение. Большой интерес вызывают у телезрителей Китая передачи о проводящейся в стране реформе, на экономические и моральные темы.

В последнее время большим успехом пользовались организованные впервые китайским телевидением прямые репортажи с сессий Всекитайского собрания народных представителей, пресс-конференций руководителей страны. Одна из программ Центрального телевидения Китая, рассказывающая главным образом о международных событиях, идет на английском языке.

Гун Сюэпин — директор шанхайского телевидения, человек, влюбленный в Шанхай и в телевидение. Он не устает повторять: «Телевидение — окно в мир, звено сотрудничества, мост дружбы. Я хотел бы, чтобы шанхайский экран стал именно таким окном, благодаря которому мир сумеет познать и полюбить мой город». Самая популярная программа шанхайского телевидения так и называется — «Окно в мир». Детищем Гуна стали проводимые в Шанхае международные фестивали телевизионных фильмов, в которых принимает участие и советское телевидение. Среди других программ телевидения Шанхая можно отметить такие, как «Закон и мораль», «Сфера искусств», рассказывающая о современном искусстве; спортивная передача «Трибуна», «Мы ученики». Эту передачу готовят сами дети.

Перестройка шанхайского телевидения требует немало дополнительных средств. Немалую сумму дает телереклама (готовится 400 рекламных роликов в год). У шанхайского телевидения есть своя гостиница, магазин телерадиотоваров, ресторан «Седьмое небо». Доходы тоже идут на нужды телевидения.

Мы беседуем с Гун Сюэпином в его просторном кабинете, окна которого выходят на шумную Нанкинлу. Стены увешаны грамотами за телефильмы, удостоенные призами на всекитайских и мировых конкурсах. Это и экранизация классики — фильм о китайских Ромео и Джульетте — «Лян Шанбо и Чжу Интай», и оригинальные постановки — телевизионная драма о Сунь Ятсене, и серия телевизионных фильмов на злободневные сюжеты.

Гун Сюэпин — типичный шанхаец, живой, энергичный, подтянутый, с приятной улыбкой. Он, кажется, генерирует идеи и тут же, во время разговора, предлагает собеседнику включиться в их немедленную реализацию. Когда речь заходит о том, что в Шанхае есть немало студентов из зарубежных стран, изучающих китайский язык, у Гуна возникает идея: а не устроить ли с их участием телевизионный конкурс на лучшее исполнение песен на китайском языке? Я вспоминаю, что похожие передачи готовило и паше телевидение. И вот уже решение принято. Короткое совещание по телефону, и кто-то уже по указанию Гуна связывается со студенческим отделом Шанхайского комитета молодежи, технические службы получают указание выделить технику, а администраторы ломают голову, где найти соответствующий зал.

В конце месяца я увидел по шанхайскому телевидению интересное шоу. Американские, английские, русские, японские студенты исполняли китайские песни. Этот необычный концерт вели студентка из США и диктор шанхайского телевидения. Сразу же подводились итоги конкурса и вручались призы. Кстати, второе место за исполнение на китайском языке песни «Мой прекрасный Китай» занял советский студент из Львова.

Третья по величине телестудия страны — гуандунская. Ее передачи пользуются большой популярностью не только в Гуандуне, но и в четырех соседних провинциях. Здесь и красочные местные оперы, любимый в Китае жанр искусства, который включает в себя музыку, пение, пантомиму, акробатику. История гуандунской оперы насчитывает уже 400 лет. Готовится здесь и цикл передач о знаменитой гуандунской кухне, и очень популярная в Китае телепередача «Спорт вокруг нас».

Гуандун — провинция, где активно проводится в жизнь политика «расширения связей с внешним миром», здесь расположено несколько специальных экономических зон. Создаются эти зоны с целью развития сотрудничества и технического обмена с зарубежными странами для ускорения модернизации страны. Иностранный капитал может организовывать в Китае собственные и совместные предприятия. Для иностранных бизнесменов открываются широкие перспективы для ведения разного рода предпринимательской деятельности. Стихия рынка здесь чувствуется особо остро, и, по-видимому, это диктует местному телевидению характер информации — конкретной, динамичной, полезной.

Новый телерадиокомплекс строится в Гуанчжоу. Это после Пекинского телецентра будет крупнейший в стране. Довелось нам побывать и на самой высокой в стране телебашне, строительство которой только что завершилось в старинном городе Сиане. В газетах сообщается о теленовостройках в провинции Шаньдун, в Центральном Китае, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. А совсем недавно отдел печати МИД КНР устроил для работающих в Китае иностранных журналистов поездку в провинцию Сычуань, где с космодрома Сичан запускают китайские спутники связи. С их помощью программы Центрального телевидения смотрит вся страна. Все это говорит о масштабах технической базы китайского телевидения, о том размахе, который получает средство массовой информации в самой населенной стране мира.

Работа китайского телевидения тесно связана с деятельностью кинопромышленности. Студии телевидения и киностудии работают под руководством единого органа: Министерства радио, кино и телевидения. Работают, как я убедился, дружно. Китайские кинематографисты создают телефильмы, телевидение широко рекламирует лучшие кинофильмы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.