Александр Роу: судьба знаменитого киносказочника

Почему Александр Роу 10 лет не мог снимать детские фильмы? Несказочная судьба первого советского киносказочника

В 1973 году ушел из жизни советский режиссер, автор знаменитых киносказок Александр Роу. Не одно поколение детей выросло на его волшебных фильмах «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др. К сожалению, у режиссера, создавшего лучшие фильмы для детей, своих детей не было, и его жизнь совсем не была похожа на сказку, хотя фантастических поворотов в ней было предостаточно.

Немногие поклонники режиссера, опоэтизировавшего славянский фольклор в кино, знают о том, что по своему происхождению он не имел ничего общего со славянской культурой. Его отец был ирландским инженером, приехавшим в начале ХХ в. в Россию по контракту для того, чтобы наладить мукомольную промышленность. В Юрьевце у него случился роман с гречанкой Юлией Карагеоргий, и у пары родился сын Александр. Когда началась Первая мировая война, отец бросил семью и вернулся в Ирландию, а его сын остался в России и всегда считал себя русским.

Режиссер на съемках

Мать часто болела, и с 10 лет Александру приходилось зарабатывать, продавая спички и гребни. Еще в школе он увлекся театром и стал заниматься в кружке художественной самодеятельности. С тех пор о другой профессии Роу и не мечтал. Сначала он стал ассистентом режиссера Якова Протазанова, по совету которого окончил Драматический техникум им. М. Ермоловой, а затем и сам начал снимать кино.

Александр Роу на съемках фильма «Морозко», 1964

Фильм-сказка стал для Роу тем единственным жанром, в котором можно было бы избежать идеологической подоплеки. Свои задачи он видел совсем в другом: «В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений — этого дети не любят, — писал Роу. — Мораль в фильме глубоко спрятана в обилии приключений, неожиданностей, а иногда и просто в смешных ситуациях. Кино — искусство чрезвычайно эмоциональное, и наша задача — взволновать юного зрителя судьбой героев, заставить его кого-то полюбить, а кого-то возненавидеть…».

Кадр из фильма «Варвара-краса», 1969

С первого же фильма «По щучьему велению» режиссер сформировал собственную команду, с которой проработал не один десяток лет. По словам оператора Леонида Акимова, у Александра Роу «был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей, а вот к новичкам Роу относился довольно подозрительно». Актер Георгий Милляр стал не только бессменным участником его команды, но его другом. Благодаря Роу Милляра стали называть заслуженной Бабой Ягой советского кино — именно в этой роли он больше всего впечатлил маленьких и взрослых зрителей. Иногда в одном фильме ему доставалось сразу 2-3 образа.

Режиссер на съемках фильма «Новые похождения кота в сапогах», 1958

Александра Роу называли первым киносказочником страны, и на это были свои основания. Во многом он был первопроходцем — отказавшись от рисованной анимации в детских фильмах, он все творческие задачи возложил на плечи актеров. Спецэффекты в его работах были по тем временам удивительными: самодвижущаяся печь, идущие сами ведра с водой, складывающиеся дрова и т. д. По его заказу волшебную печь создали московские инженеры, внутри нее было место для водителя и пиротехническое устройство — чтобы печь выпускала клубы пара. В мастерской игрушек в Загорске по его просьбе изготовили 11-метрового Змея Горыныча для сказки «Василиса Прекрасная». Приводить его в движение должна была целая команда из 20 человек.

Александр Роу на съемках фильма «Морозко», 1964

Сказки Роу пользовались огромным успехом не только в СССР, но и за рубежом. В США «Марья-искусница» и «Морозко» с успехом вышли в прокат, а Стивен Спилберг говорил о советском режиссере с восхищением: «Это настоящее самостоятельное культурное явление, которое никому еще повторить не удалось!».

Кадр из фильма «Морозко», 1964

Однако прежде чем достичь таких впечатляющих успехов, режиссеру пришлось столкнуться и с серьезными трудностями. На протяжении 10 лет он был лишен возможности снимать кино — в конце 1940-х гг. сказка считалась слишком легким жанром, безыдейным и не отражающим жизнь советского народа, и уход Роу от общественно-политических тем вызывал недовольство киночиновников. Какое-то время режиссер снимал документальные фильмы, работал на Ереванской киностудии, и только в 1955 г. он смог вернуться в Москву и снова заняться своим любимым делом — детским кинематографом.

Кадр из фильма «Королевство кривых зеркал», 1963

Но даже самые лучшие фильмы Роу вызывали недовольство руководства: за «Королевство кривых зеркал» режиссер получил строгий выговор из-за того, что отрицательных персонажей сыграли самые яркие актеры, и в результате силы зла выглядели привлекательнее, чем силы добра. Признания он добился только во второй половине 1960-х гг., когда его фильм «Морозко» получил главный приз на кинофестивале в Венеции, а в 1968 г. ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Александр Роу на съемках фильма «Золотые рога», 1972

Неудачи долго преследовали режиссера и в личной жизни. Дважды он пытался построить отношения с актрисами, но эти союзы не были долговечными. Семейное счастье ему удалось обрести только с третьей попытки. Жена стала для него верной помощницей, но стать родителями им так и не довелось. 28 декабря 1973 г. на 68-м году жизни Александр Роу скончался, так и не осуществив мечты показать знаменитые фильмы-сказки собственным детям.

источник

28.12.2017

 

 

Итальянские учёные назвали 3 фактора, способствующих долголетию

Секрет долголетия по мнению итальянских ученых

Буквально на днях, 12 декабря 2017 года, было опубликован отчет исследования, которое проводилось на юге Италии, где наблюдает довольно много людей, доживающих до 90-100 лет. Ученых интересовало, чем же отличаются люди, которые доживают до столь почтенного возраста, от остальных.

Эмма Морано дожила до 117-летнего возраста.

Конечно, не стоит упускать из вида тот факт, что все пожилые люди, за которыми наблюдали ученые, питались средиземноморской кухней, которая общепризнанно считается самой полезной в мире. Однако помимо этого факта, есть и другие, которые явно отличают долгожителей от других людей. Люди, которые дожили до 90+ лет, все, как один, отличались оптимизмом и позитивным настроем. Их физическое здоровье могло быть очень плохим, но именно разум давал им силы жить дальше.

Сюзанна Мушатт Джонс 115 лет.

Вторым отличительным свойством долгожителей стал тяжелый труд. Казалось бы, чем меньше мы работаем, тем для нас лучше, ведь таким образом мы избегаем стрессов и непосильных физических нагрузок. Но здесь речь идет о работе на земле — именно такая работа, фермерская, идет человеку на пользу. Да, ухаживать за огородом, садом и животными нелегко, но это явно способствует долголетию — с наукой не поспоришь.

Грейс Бретт 104 года и она вяжет каждый день.

Третьим фактором, способствующим долгой жизни, стала близость семьи и поддержка общины. Одинокие люди редко когда доживают до 100 лет, а вот те, которых окружают дети, внуки и правнуки, которые верят в Бога и к которым регулярно наведываются друзья — гораздо чаще остальных. Никто не хочет оставаться один в конце своей жизни.

Эмма Морано — последний человек, родившийся в XIX веке.

Трудно поверить, что залог долголетия — это такие простые вещи, как хорошее настроение, близость семьи и работа на земле. Кажется, что должен быть какой-то секрет, который сможет гарантировать долгие годы при любых обстоятельствах. Так, например, 104-летняя Грейс уверена, что залог долгой жизни — это увлеченность творчеством.

Джералин Талли, 115 лет.

А вот Эмма Морано, которая дожила до 117 лет, уверяла, что секрет ее долголетия лежит в особой диете, которой она придерживалась всю свою жизнь: Эмма непременно съедала каждый день три яйца (два сырых, одно вареное) и блюдо из сырого мяса.

источник

28.12.2017

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.