Акшардхам, крупнейший индуистский храм мира

Люди со всего мира стекаются в Дели, чтобы засвидетельствовать необычную красоту удивительной достопримечательности Индии, храма Акшардхам (Akshardham), ставящего целью наиболее полно рассказать о великой архитектуре великой страны. Акшардхам — это наиболее молодой, но в тоже время грандиозный памятник, посвященный индуистской и индийской духовности и культуре.

Акшардхам, крупнейший индуистский храм мира

Храмовый комплекс Акшардхам, наряду с такими всемирно известными архитектурными памятниками, как Красный форт Лал-Кила, обсерватория Джантар Мантар, башня Кутб Минар и гробница Хумаюна, является одним из наиболее значимых объектов в столице Индии.

Его красота и размеры являются примером того, что и в наши дни строятся величественные здания, ничем не уступающие таким впечатляющим архитектурным шедеврам, как Тадж-Махал, храм Минакши Амман в городе Мадурай и индуистский комплекс Кхаджурахо. Это настоящее произведение искусства, которое стоит посетить каждому туристу, отправившемуся в Дели. Отделка храма, сделанная вручную в соответствии с древними традициями, впечатляет своим великолепием и сложностью на менее чем Храм Лотоса.

Акшардхам, современная достопримечательность Индии

Уникальный храмовый комплекс Акшардхам («резиденция Бога, которая не может быть перемещена») раскинулся на 12 гектарах земли. Храм (представляет собой скорее и мемориал) покрыт мраморными скульптурами и окружен с трех молитвенный зал сторон озером, в который принесли воду из водоемов со всех уголков Индии.

В комплекс входят великолепные прилегающие парки, кинотеатр, светомузыкальный фонтан, скульптурные композиции, крытый искусственный канал, по которому можно покататься на лодках, многочисленные сувенирные магазины и кафе.

В архитектуре храма смешены разные стили всей Индии. Он построен полностью из розового мрамора и не имеет стальной конструкции, как другие современные здания. Девять куполов и 234 резных столба, с 20 тысячами разных божеств (мурти) и 20 четырехгранными башенками (шикхар).

По периметру здания находятся 148 фигур слонов. Храм по своей грандиозности превосходит многие подобные сооружения в мире, благодаря этому его включили в Книгу Рекордов Гиннеса, как крупнейший индуистский храм мира.

Комплекс создавался по канонам классической архитектуры Индии, но 21 века. Работы возглавили мастера, у которых уже был подобный опыт строительства. Берег реки не особо благоприятен для строительства, в результате прочный фундамент был заложен только в 2001 году. Семь тысяч мастеров и три тысячи добровольцев трудились над возведением храма. Акшардхам был официально открыт 6 ноября 2005 года.

Главной достопримечательностью комплекса является храм, под центральным куполом которого находится статуя Сваминараяна (Swaminarayan) высотой 3,4 м. Сваминараян был скорее социальным реформатором, нежели святым. Он внес целый ряд реформ в 18 веке в социальный порядок Индии.

Его последователи продолжают эту миссию, свидетельством чего и является Акшардхам. Вся отделка храма велась мастерами вручную, это огромный труд. Наружная часть сделана из розового камня (символизирует любовь к Богу), а внутренняя – из белого мрамора, что означает абсолютную чистоту и мир.

Размер храма настолько громадный, что, даже увидев издалека, посетители поражаются его величием и красотой. К сожалению, брать с собой фотоаппараты категорически запрещается, так как все права принадлежат храму. Поэтому все открытки продаются внутри Акшардхама.

Контроль на входе храма достаточно жесткий — посетителей заставляют снимать ремень, обувь, пропускают через магниты, вручную прощупывают одежду, карманы. В общем, ничего кроме денег и паспорта брать с собой нельзя.

Весь комплекс создан по древним индийским традициям. Внутри храма расположено 20 000 скульптур и горельефов. Цена одного билета не превышает даже одного доллара.

Желающих посетить храм очень много, поэтому запускают партиями – по 25 человек. Сформированные группы переходят из одного музея в другой, из одной комнаты – в другую, тем самым, не создавая толпу.

Музеи храма Акшардхам

Первый музей при храме посвящен истории и вере основоположника одного из индуистских религиозных движений Бхагавана Сваминараяна (Swaminarayan). Он родился 3 апреля 1781 года на территории северной Индии. В возрасте 7 лет Сваминараян стал автором многочисленных священных индуистских писаний. В 11 лет он покинул свой дом и, довольствуясь малым, вел монашеский образ жизни сначала в Гималаях, а затем путешествовал по всей Индии в течение семи лет.

Он прошел более 8 000 миль и достиг ашрама в одном из штатов в западной Индии. Ашрам – это место, где человек погружается в себя, медитирует, читает молитвы, совершает разные ритуалы, обновляя себя духовно. Ашрамом может быть что угодно — пещерой в горах, хижиной для верующих или домом в Гималаях.

Там можно медитировать и общаться с Богом. Духовный Учитель, который возглавляет ашрам, обычно принадлежит к числу людей, отказавшихся от мира. Он передает присутствующим свое священное знание, которое он когда-то получил от своего Учителя и успешно применял его на практике. С его помощью ученики изучают священные тексты, произносят священные звуки и занимаются йогой.

Сваминараян проповедовал свои теории жизни в мире, любви и чистоте до конца своей жизни. Он скончался в 1830 году. Основные принципы его учения о счастливой жизни являются главной частью экспозиции первого музея, который состоит из многочисленных комнат, соединенных между собой коридорами. Послушание, молитвы, стремление к совершенству, вегетарианство, семейная гармония и мораль показаны в 15 картинах, описывающими жизнь Сваминараяна.

В первой комнате очень тусклый свет и с трудом можно разглядеть посадочные места и сцену. Представление начинается после того, как все посетители занимают свои места. Яркий луч от прожектора освещает сцену, на которой размещена огромная каменная глыба. Достаточно тихо играет музыка, а глыба медленно вращается вокруг своей оси. Через какое-то время появляется скульптура Бога, буквально высекающего себя из камня.

При переходе из одной комнаты музея в другую, человек как будто проходит через столетия истории и ощущает себя частью всех событий. Чтобы людям показалось все реалистично в музее, манекены представлены в виде роботов, разговаривающих на нескольких языках (группа может заказать любой им доступный язык).

Они поворачивают свои головы, показывают жесты, двигают глазами. Более того, все эти движения происходят синхронизировано с произведением речи, что создает впечатление реальности.

В то время как первый музей позволять понять все основы индуизма, во втором музее предоставляются знания о наследии индийской культуры, ее открытиях, разнообразных изобретениях индийских учёных, медицине, образовании и другом. Здесь можно поплавать на лодках по подземной реке, по волнам древнейшей индийской истории.

Лодки плавают с интервалом в несколько минут, а в каждой из них может находиться пятнадцать человек. В этот момент начинается своеобразный рафтинг. Однако грести людям не приходится, так как лодки соединены между собой тросами, что обеспечивает абсолютную безопасность в плавании.

Лодки проплывают через много туннелей, посещая пещеры Аджанты и Эллоры, где хранятся древние фрески. Затем посетители попадают в первый зал, где показано зарождение цивилизации. По истории известно, что это происходило на территории земли, входящую в часть современной Индии.

Третий билет является входным для кинозала. В нем имеется широкий экран и эффектная звуковая система. С помощью стереозвука и множества компьютерных трюков, в кинозале показывают фильм о 11-летнем мальчике-йоге Нилканте Варни(Neelkanth Varni). Сюжет фильма основан на его приключениях во время путешествия по всей Индии от заснеженных Гималаев до тропической Кералы, расположенной в самой южной части страны.

На широком экране показывают священные места Индии, различные религиозные фестивали, многообразные духовные традиции и многовековую культуру Индии. Действительно, этот фильм восхищает посетителей настолько, что некоторые из них даже задумываются изменить свою веру и принять индуизм.

В конце музейного зрелища начинают поражать музыкальные фонтаны, выполненные в форме лотоса и расположенные внутри громадной чаши.

Внутренняя поверхность чаши одновременно служит посадочными местами и ступенями для тысячи зрителей. Подобные фонтаны можно увидеть и в Корее, но здесь особо отличается сама атмосфера света, воды и музыки в комплексе под открытым небом.

Посещение заканчивается вечером, когда уже светятся яркие звезды и луна освещает огромные купола Акшардхама. Это зрелище оставляет непревзойденное впечатление. Именно в тот момент и в том месте как будто становятся едиными все стихии – вода, огонь, воздух и земля.

источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.