Таинственный Китай: традиции и современность

Таинственный Китай: традиции и современность

Таинственное искусство «ушу», пекинская опера, духи от курения и другие необычные вещи, которые в Китае считаются вполне обычными и совсем не таинственными

В одном из павильонов старинного пекинского дворца «Гугун» в начале 1988 года состоялась выставка, посвященная китайской национальной гимнастике «ушу». Были представлены работы известных ученых, посвященные этому виду спорта, археологические находки, свидетельствующие, что этому спорту не одна сотня лет. Врачи делились своими соображениями по поводу лечебного эффекта некоторых видов «ушу», в частности «тайцзицюань».

На выставке демонстрировались учебные кинофильмы, в которых прославленные мастера показывали разные школы «ушу», и фильмы художественные, в которых присутствуют все те же упражнения, демонстрирующие силу, ловкость, мужество героев.

«Ушу» занимает исключительное место в культурном наследии Китая. В ряде школ ее преподают наряду с другими дисциплинами, а всекитайские соревнования по различным видам «ушу» привлекают внимание всей страны.

В последнее время этому самобытному виду спорта становится тесно в рамках Китая, и он стремится выйти на мировую арену.

В древнем китайском городе Лояне проводятся международные соревнования по «ушу». Гимнасты многих стран: США, Японии, Канады, Сингапура, Таиланда и других вместе с китайскими спортсменами участвуют в девяти видах соревнований: упражнениях с саблей, пикой, мечом, двумя мечами, борьбе с холодным оружием и без оружия. На последних соревнованиях французский спортсмен Гернет Серж получил даже специальный приз за упражнения «танланцюань» (имитация движения богомола).

Так что же такое «ушу»? Лечебная физкультура, национальная гимнастика, вид спортивной борьбы, искусство самообороны или просто красивое зрелище?

Своими корнями она уходит в далекое прошлое. Наивысшего расцвета «ушу» достигла при императорской династии Мин (1368—1644 гг.). Уже тогда существовало 16 школ этой борьбы, которые создавались, как правило, в монастырях — конфуцианских, даосских, расположенных в живописных местах — горах, долинах рек, у прозрачных озер, в непроходимых джунглях. Несколько монастырей со школой борьбы основали буддийские монахи, принесшие в Китай новую религию — буддизм. Впрочем, все эти религии довольно мирно «сосуществовали» в Китае.

Очевидно, многочасовые молитвы требовали физической и, как мы сейчас говорим, психологической разрядки. И во многих монастырях настоятели разрабатывали систему упражнений, чтобы снять физическую усталость, взбодрить дух. Они и легли в основу «ушу».

Таинственный Китай: традиции и современность

В то же время монастыри в Китае часто являлись «государством в государстве». А государство, как известно, должно было уметь себя защитить от грабителей, разбойников и прочего лихого люда. И монахи, используя упражнения «ушу», научились защищаться всем, что попадало под руку, — палкой, шестом, коромыслом, молотом, а то и просто кулаком.

«Ушу» широко распространилась по всему Китаю и даже попала в Японию, трансформировавшись в японское каратэ. Но, как правило, монахи свято берегли тайны владения «ушу». В древности был выработан даже специальный кодекс, состоящий из 10 заповедей, которые призывали использовать «ушу» исключительно в целях самообороны. Категорически запрещалось применять приемы «ушу» в корыстных целях, обижать слабых и т. п. Была выработана система условных знаков и жестов, по которым мастера, владеющие «ушу», узнавали друг друга. Это помогло избежать боевых поединков между учениками одной школы. Запрещалось также обучать приемам «ушу» «всех без разбора». На приверженцев школы «ушу» распространялись заповеди китайских религий: не пить вина, не есть мяса, уважать учителей, почитать старших и т. д.

Шаолинская школа («шаолинцюань») была, пожалуй, самой известной. Сохранившиеся до сегодняшнего дня фрески на стенах шаолинского монастыря, которому исполнилось 1500 лет, изображают шаолинских монахов, занимающихся «ушу».

По преданию, 13 монахов шаолинского монастыря спасли танского императора Тай Цзуна, используя в качестве оружия шесты из ясеня, которые они успешно противопоставили ножам, саблям и мечам противника.

Другими известными школами в Древнем Китае были школа архатов («лоханьцюань»), школа удан («удан-цюань»), школа эмэй («эмэйцюань»).

Для «ушу» характерно многообразие форм и видов. «Ушу» подразделяется и по методам ведения боя, и по способу нанесения ударов, и по используемому виду оружия. Виды оружия в «ушу» практически неисчерпаемы. Применяются мечи, пики, шесты, секиры, копья, топоры, лопаты и даже коромысла. В Шанхае я видел, как один из спортсменов ловко орудовал самым обычным зонтиком от дождя.

Существует школа дальнего боя («чанцюань») и школа ближнего боя («дуаньцюань»). Особенности «чанцюань» заключаются в плавности и естественности движений, четкой ритмике, быстрых, но сильных ударах. «Дуаньцюань» отличает атакующий характер, быстрые, острые и безжалостные удары. В системе ближнего боя есть разновидность, которая носит название «искусство обороны с земли» («диканьцюань»). Спортсмен ловко падает на землю, увлекая за собой противника, переворачивается, катается по земле, нанося удары ногами.

Таинственный Китай: традиции и современность

А вот южную школу — «наньцюань» отличает сила наносимых ударов руками. Для большей концентрации силы удары обязательно должны сопровождаться выкриками. Чемпионка Китая в этом виде борьбы Ван Хуэйчжень наносит такие мощные удары, что может вступать в единоборство сразу с несколькими противниками.

Есть направления «ушу», в основу которых легли повадки и движения животных и насекомых: обезьяны, орла, змеи, богомола и т. д. Есть даже такой вид «ушу», когда имитируются движения подвыпившего человека. Шатающаяся походка, неуверенные движения обескураживают противника, но в нужный момент спортсмен собирается и наносит серию точных и стремительных ударов.

Но «ушу» — это не только и не столько тренировка мышц и умение ловко обращаться с оружием защиты и нападения. Это еще и концентрация всех внутренних резервов организма, нервной системы, органов дыхания, кровообращения и т. п., помноженная на тренировку, координацию движений, глазомер, гибкость.


Китай — родина Панды

«Ушу» считается в Китае не только национальным видом спорта, но и видом искусства. На эстраде, в цирке часто демонстрируются сложные и красивые упражнения «ушу». Создан ряд кинофильмов исторического и приключенческого характера, многие сюжеты которых построены на использовании борьбы «ушу». В одном из таких фильмов — «Шаолинский монастырь» — с успехом снялся абсолютный чемпион Китая по «ушу» Ли Ляньцзе (прим. bolun.ru — сегодня мы его знаем как известного голливудского актера по имени Джет Ли.)

Одной из разновидностей «ушу», наиболее распространенной в народе, является «тайцзицюань». Это скорее дыхательная гимнастика, чем вид борьбы. Хотя упражнения «тайцзицюань» предполагают наличие противника, но он носит условный характер, и эту борьбу в Китае часто называют «борьбой с тенью».

Одним из родоначальников «тайцзицюань» в Китае принято считать Ци Цзигуана (1528—1589 гг.).

Родился Ци в провинции Шаньдун в семье военного и с детства увлекся военным делом. Еще мальчишкой он часами наблюдал за обучением солдат, а потом лепил из глины солдатиков, расставлял их в боевые порядки и устраивал баталии. Когда Ци служил в армии, на столицу напали враги. Ци Цзигуан проявил недюжинные способности по отражению противника и личную смелость. На основании, так сказать, «практических занятий» он был произведен в соответствующий воинский чин и получил назначение в провинцию Чжэцзян. Провинция эта считалась «горячей точкой». Прибрежные районы провинции являлись объектами регулярных опустошительных набегов японцев. Дело усугублялось тем, что отражать эти набеги было практически некому, так как местное население вело непрекращающуюся междоусобную войну. Правительственные войска, набранные в других провинциях для защиты от японцев, занимались главным образом грабежом и мародерством. Не случайно в старом Китае бытовала пословица: «Хорошее железо не пустят на гвозди — хороший человек не пойдет в солдаты».

Ци Цзигуан решил избавиться от никчемных наемников и создать собственную армию. Поскольку речь шла о защите родных очагов от японцев, прекратились междоусобицы в провинции, и он получил возможность организовать патриотически настроенную и сплоченную армию. Нужно было ее обучать. И здесь молодой генерал проявил способности, которые позволяют говорить о нем как о выдающемся военачальнике своего времени. Ему принадлежит ряд нововведений: он учредил новый порядок ведения боя для небольших отрядов пехоты, которые называл «неразлучные друзья». В отряд входило 12 человек. Они использовали различные виды оружия: копья, мечи, щиты, луки. Ци придумал «лагерь колесниц», которые, встав в каре, преграждали путь противнику и служили прикрытием, из-за которого совершали дерзкие набеги «неразлучные друзья». Ци Цзигуану принадлежала идея установления бамбукового частокола против конницы противника.

Обученные и прошедшие хорошую школу, солдаты Ци Цзигуана наголову разбили японские отряды, вторгшиеся в Чжэцзян. Тогда решили перевести талантливого генерала в столицу на должность заместителя главнокомандующего. Однако боевой генерал, который обращал в бегство целые армии противника, оказался бессильным перед кучкой коварных царедворцев, боровшихся за чины в императорском дворце. Путем хитроумных интриг они добились отставки генерала Ци.

И, наверное, он был бы забыт, если бы не одно обстоятельство. Ци Цзигуан написал книгу, которая поставила его в один ряд с известными деятелями китайской истории. Он назвал ее «Новая книга о службе и дисциплине». В ней речь шла о системе атлетической и психологической подготовки воинов. Это и были знаменитые упражнения «тайцзицюань».

«Полноценным солдатом может стать только тот, кто путем регулярных тренировок добился морального и физического совершенства», — считал Ци Цзигуан. Для этого он рекомендовал особые упражнения. В своей книге Ци не только описал эти упражнения, но и дал большое количество иллюстраций и комментариев.

Главным принципом этих упражнений «является сочетание противоположных начал: твердости и мягкости, силы и слабости, скорости и заторможенности».

Занятия «тайцзицюань» требуют, чтобы до и после максимально быстрых движений выполнялись движения до предела замедленные. Еще одним принципом «тайцзицюань» является, как отмечают китайские специалисты, «спокойное сердце и сосредоточенный ум», что позволяет успокоить нервную систему, координирует работу различных органов человека.

Расслабленность всего тела, глубокое и естественное дыхание, плавные дугообразные движения — все это можно видеть, наблюдая за тренировками спортсменов.

В Китае миллионы людей занимаются этим видом гимнастики. Как считает китайская медицина, она оказывает не только положительное влияние на организм, повышает его тонус, способствует бодрости и хорошему настроению, но и оказывает целительное действие на такие болезни, как неврастения, невралгия, гипертония, гастриты, болезни сердца, артрит, диабет.

В стране немало профессиональных тренеров, еще больше—любителей. С одним из таких патриотов этой гимнастики я познакомился в Шанхае, на набережной, где каждое утро собираются сотни, если не тысячи, поклонников этого вида «ушу».

Зовут этого человека Ци Жунгуань. Он обучает гимнастике всех желающих. Вокруг него всегда много учеников. Ци показывает несколько упражнений, самых простых, с которых начинается цикл занятий: плавные движения руками, как будто спортсмен что-то поправляет в своем туалете, медленный поворот тела, также плавно скользят ноги, одетые в мягкие удобные тапочки. Но вот какое-то неуловимое для глаз молниеносное движение, и спортсмен снова стоит неподвижно, но уже в другой позе, и начинается новая вязь плавных, скользящих движений.

— Главное, — поясняет почтенный Ци, — полное расслабление, освобождение на время занятий от всех забот, концентрация внимания и мыслей только на упражнениях.

— Следи за дыханием, — говорит он молодому человеку, — и сними напряжение с пальцев. Все части тела должны быть расслаблены, для того чтобы в нужный момент сжаться в стальную пружину.

После разминки группа приступает к коллективным упражнениям. Выглядит это довольно необычно.

В центре огромного города под «аккомпанемент» автобусов и автомобилей, перекрываемый гудками барж и пароходов, среди спешащей по делам плотной городской толпы, как бы бросая вызов всей этой суматохе, группа людей с сосредоточенными и отрешенными лицами, демонстрируя движения, пришедшие из глубокой древности, как бы плывет в утреннем шанхайском тумане.

Время приближается к восьми утра. Закончив занятие (длилось оно около часа в общей сложности), ученики деловито собираются, и кто на велосипеде, кто на автобусе, кто просто пешком отправляются по своим делам: на работу, учебу, службу.

Мы остаемся с Ци вдвоем в этом уголке набережной, у плаката, который сообщает, что именно здесь ежедневно проводит занятия по «тайцзицюань» учитель Ци. Я обращаю внимание, что фамильный иероглиф учителя Ци тот же, что и у легендарного основателя школы «тайцзицюань» Ци Цзигуана.

— Любопытное совпадение, — говорю я учителю.

— Почему совпадение, — улыбается он. — Я из рода Ци Цзигуана, основатель школы — мой прямой предок.

— Не боитесь опоздать на службу? — спрашиваю я у Ци Жунгуаня.

Он улыбается:

— Я давно уже на заслуженном отдыхе.

Еще одна неожиданность: больше пятидесяти ему не дашь.

— Сколько же вам лет?

— Семьдесят шесть исполнилось.

— Что ж, лучшей рекламы в пользу «тайцзицюань» не придумаешь.

В Китае издается немало литературы, пропагандирующей «тайцзицюань». Часто в кинотеатрах и по телевидению демонстрируются фильмы на эти темы. Во многих учреждениях, городах, провинциях проводятся соревнования, в которых принимают участие все желающие «от трех до ста лет», как было сказано в одном из объявлений, попавшихся мне на глаза в провинции Сычуань.

Если некоторые из читателей рискнут попробовать свои силы в практическом овладении этой древней китайской гимнастикой, то хочу предупредить: «тайцзицюань»— это не забава, а вид спорта и требует к себе соответственного отношения. Необходим и медицинский контроль, и оценка самочувствия после занятий. Входить в «тайцзицюань» следует постепенно, начиная с несложных упражнений и ограничивая на первых порах время занятий 15—20 минутами. Форма одежды должна быть свободной, не сковывающей движений, на ногах легкие тапочки, лучше матерчатые. Во время исполнения упражнений нужно полностью сосредоточиться на движениях рук, ног, контролировать дыхание и на какое-то время, как советуют специалисты, «выбросить из головы все, кроме «тайцзицюань».

В приложении к главе мы познакомим читателей с упрощенным комплексом гимнастики «тайцзицюань», в 50-х годах распространявшимся Комитетом физкультуры и спорта КНР по всей стране. Движения этого комплекса несложны и сохраняют основные особенности и эффективность «тайцзицюань». Заниматься упражнениями нужно постоянно, но предварительно посоветовавшись с врачом.

Популярность «ушу» — наглядный пример того, как входят в современный быт страны старые традиции Китая, как получают они право на жизнь в современном китайском обществе с его бурными темпами экономического развития, компьютерами, электроникой, ультрасовременными дискотеками, мирно уживающимися с китайской классической оперой, первый спектакль которой был поставлен несколько тысячелетий назад.

«Я думаю, — писал крупнейший знаток Китая академик В. М. Алексеев, — что можно, не боясь преувеличений, назвать Китай «страной театра». Вряд ли найдется на свете другая страна, где любовь к театральному действию так органически пропитывала бы всю жизнь народа».

Эта мысль отлично иллюстрирует любовь китайцев к пекинской опере, точнее, музыкальной драме, в которой гармонично сочетаются музыка, речь, пение, элементы акробатики и гимнастики «ушу». Когда-то данный вид искусства безраздельно господствовал на китайской сцене. Зрелищное мероприятие пользовалось большой популярностью среди населения. Малограмотный крестьянин из глухой деревушки мог часами распевать полюбившиеся ему арии, которые он не раз слышал в исполнении заезжих артистов, а деревенские ребятишки разыгрывали сцены из опер, где в центре был их любимый герой царь обезьян Сунь Укун.

Пекинская опера черпала многие мотивы и сюжеты для своих спектаклей из народных преданий, легенд, песенного творчества народа. В отдельных провинциях были свои, местные оперы. Всего в Китае существует до 200 видов национальных опер.

В этом жанре все условно: вместо декораций лишь отдельные предметы, вроде стола или стула, которые в соответствии с происходящим на сцене могут быть то дворцом императора, то храмом, где живут святые отшельники.

Яркие, необычные костюмы и украшения героев содержат исчерпывающую информацию о персонаже: штатский он или военный; если генерал, то сколько у него войск, каково его положение в обществе, и т. д. Но самым уникальным в национальной драме является грим, полностью скрывающий лицо актера. Грим дает полную характеристику героя: добрый он или злой, комик или трагик, какой жизненный путь прошел, какие поступки совершил. Движения героя на сцене также условны: плетка в его руках предполагает, что он на лошади; взмах плетки передает движение его боевого коня; вибрирующие движения кистью руки говорят о гневе героя; платок, поднесенный к лицу героини, свидетельствует о ее крайнем смущении, и тому подобное.

Без точного и подробного знания деталей трудно понять происходящее на сцене, тем более трудно понять, что говорят и поют герои на архаичном языке, и поэтому текст арий передается в иероглифической записи на небольших экранах, размещенных по краям сцены, чтобы зрители могли точнее знать, о чем поют герои.

Был период, когда пекинскую оперу стали теснить более современные виды искусства: кино, телевидение, эстрада. Какое-то время казалось, что наступил кризис этого древнего искусства, о чем писала китайская печать, била тревогу артистка пекинской оперы знаменитая Ду Цзинфан. Она призывала правительство оказать опере помощь, в том числе и материальную, чтобы не дать уйти в прошлое этому искусству. В последнее время интерес к народному искусству возрос. Даже молодежь, подверженная новым музыкальным веяниям, стала посещать залы, где даются представления национальной драмы… Молодые актеры пекинской музыкальной драмы — люди вполне современные. И сегодня, нарушив вековые традиции, они выступают на китайской эстраде без традиционного грима, что ничуть не снижает восторженный прием их искусства аудиторией.

Вполне современна и популярная в стране актриса пекинской оперы талантливая и обаятельная Ли Вэйкан, любимица китайской публики. Она депутат Всекитайского собрания народных представителей. Ли Вэйкан — лучшая исполнительница роли Белой Змейки, персонажа из одноименной оперы, с успехом идущей в Китае не одно столетие…

Накануне Нового, 1989 года, который по восточному календарю считается годом змеи, я взял у актрисы небольшое интервью.

Поздравив советских людей с Новым годом, она говорила, что в Китае с интересом следят за событиями, которые происходят в нашей стране, что «китайцев восхищает решимость товарища М. С. Горбачева, человека популярного в Китае, в проведении преобразований», что китайцы желают успехов нашей реформе.

— Наш министр иностранных дел Цянь Цичэнь, — сказала Ли, — побывал недавно в Москве. Ожидаются новые взаимные встречи и визиты, в том числе китайско-советская встреча на высшем уровне. Я как депутат ВСНП, как актриса, как китаянка считаю, что это отвечает чаяниям народов наших стран, их стремлению к дружбе. Мы ценим эту традиционную дружбу и хотим, чтобы наши отношения неизменно улучшались.

В конце нашего разговора я не удержался от вопроса об опере «Белая Змейка», участие в которой принесло Ли Вэйкан всекитайскую известность.

— В этой опере, — сказала она, — я играю главную роль. Моя героиня — Бай Сучжэнь — Белая Змейка, которая, превратившись в красивую девушку, спускается с гор. Она встречает юношу по имени Сюй Сянь. Между ними возникает любовь, которая, несмотря на все козни темных сил, торжествует. Это очень красивая легенда о любви и верности. И хотя речь идет о змее, но это не уродливое, ядовитое существо, а добрая богиня-змейка, которая окружена любовью.

Я знаю, у вас в стране есть сказка о Царевне-лягушке и Иване-царевиче. Очень похожий сюжет.

Как видите, народы наших стран имеют сходный поэтический язык. Мы одинаково ценим и красоту, и верность в любви, и семейное счастье.

Здесь хочется сказать еще об одной доброй, древней традиции. С давних пор в Китае любили запускать воздушных змей. Эта некогда детская забава превратилась в большое искусство. В Пекине и других городах страны проводятся соревнования по запуску змей — всекитайские и международные. Ряд мастерских и известных в стране мастеров изготавливают затейливо украшенные змеи разнообразных форм. Предметы их труда продаются в магазинах наряду с картинами, изделиями из фарфора и другими произведениями искусства.

На соревнованиях по запуску змей можно увидеть и крохотного змея, который умещается на ладони, и гиганта, который парит в небе, привязанный крепкой веревкой к надежной опоре. Такой змей может запросто поднять в воздух целую группу людей. Один из змей, который демонстрировался прошлой весной на соревнованиях под Пекином, представлял персонаж древнего китайского романа «Речные заводи». Десятки тысяч людей, собравшихся на праздник, могли наблюдать этот необычный спектакль, подмостками для которого стало небо. Есть змеи, которые при полете, сталкиваясь со струями воздуха, издают звуки и даже исполняют несложные мелодии. Есть змеи в виде птиц, бабочек, летучих мышей. Они машут крыльями во время полета, вращают глазами и совершают другие действия.

Есть змеи, внутри которых устанавливаются фонари., и, высоко взлетев в небо, они смотрятся с земли как маленькие, светящиеся звездочки.

Кстати, фонарь для китайца не просто источник света, лампочка или свеча в красивом абажуре. Это неизменная принадлежность образа жизни, произведение искусства, символ традиционных связей с прошлым. Обычай вывешивать фонари в праздничные дни возник в Китае 2 тысячи лет назад, в период династии Хань, когда император в честь своей победы повелел украсить город яркими фонарями — символом победы.

С тех пор фонари совершенствуются, и сегодня это настоящее произведение искусства. В Китае есть фонари, которые выставляются в музеях рядом с творениями знаменитых мастеров живописи и каллиграфии и являются большой ценностью.

Ежегодно на пятнадцатый день первого месяца по лунному календарю (это бывает ежегодно в конце февраля) открывается по всей стране праздник фонарей. Взрослые и дети, любители и профессионалы (а таких «фонарных дел» мастеров в стране немало), коллективы и отдельные энтузиасты могут принять в нем участие. Праздник может длиться в течение многих недель. Так, в 1988 году в пекинском парке Бэйхай в течение нескольких месяцев демонстрировались фонари, и ежедневно сюда приходили тысячи людей, чтобы полюбоваться светящимися шедеврами. Каких фонарей здесь только не было: из стекла и шелка, бамбука и бумаги. На помощь древнему мастерству пришла и современная электроника: фонари вращались, вспыхивали разными цветами радуги, плавали в озере, парили в воздухе. Светящиеся фигуры персонажей из знаменитых старинных романов исполняли сценки с фонарями, демонстрируя безграничную возможность этого искусства.

Китайские старинные традиции и обычаи являются частью современной жизни, они как бы связывают многие поколения людей незримой нитью преемственности.

Порой случается так, что древняя традиция становится на службу самых что ни на есть современных дел. Если вы услышите, к примеру, что в 1989 году в Китае вошли в моду туалеты тысячелетней давности, не принимайте это за шутку. Это действительно так.

Китайские модельеры разработали к Новому году модели, в которых сочетание цветов и линии силуэта заимствованы из времен таньской династии, правившей в Китае в X веке.

Вот как объясняет мне этот феномен известный китайский дизайнер Тан Ань, один из руководителей общекитайского центра моды:

— Есть у нас в Китае такое выражение: «Ставить древнее на службу современному». И мы обратились к истории. Период, получивший название «таньский» по имени императорской династии, которая правила в X веке нашей эры, — один из самых интересных в истории Китая в экономическом и культурном отношении. Современных модельеров заинтересовало то, что китайские женщины, жившие в те времена, достигли совершенства в своих туалетах. Они были легки, открыты, тонки. В платьях, которые носили горожанки той поры, была, к примеру, приподнята талия, что делало фигуру более стройной.

Были модны в тот период юбки до пола, короткие жакеты, тонкие, воздушные шали на плечах.

Обратившись к истории китайской одежды, мы создали стиль «Свежий ветер таньской эпохи». Конечно, это не слепая копия старины, но взято все интересное, оригинальное. Кстати, насколько мне известно, и в других странах модельеры испытывают определенную ностальгию в отношении старинных одеяний. Так что, обращаясь к древности, мы, китайцы, вполне современны.

Но иногда бывает и так, что с традицией, если она приносит вред обществу, приходится бороться, порой используя традиционные методы. Именно это происходит с курением, вредной привычкой, существующей в китайском обществе издавна. Сегодня в Китае насчитывается 400 миллионов курильщиков. Страна прочно удерживает первое место в мире по производству и потреблению сигарет. Курят старики и молодежь, мужчины и женщины, в городе и деревне, дома и, увы, в общественных местах. Китайские газеты обошел снимок трехлетнего малыша, который с сигаретой сидит на руках у матери.

Как отмечает китайская печать, если процесс роста курящих в стране не будет остановлен, 50 миллионов сегодняшних детей ждет судьба тех 2 миллионов курильщиков, которые умирают ежегодно в Китае от болезней, связанных с курением. В Китае с вредной привычкой решили бороться, используя и средства традиционной медицины. Занимается этой проблемой Институт иммунологии и традиционной медицины в Пекине. Однако не только эту проблему решают китайские ученые. В лабораториях института ищут средства борьбы с наркоманией и кожными болезнями, СПИДом и артритом. Занимаются здесь и проблемой старения. Но все же найденное учеными средство против курения — так называемые «Духи от курения» — гордость института. Его эффективность подтверждена многочисленными экспериментами.

— «Духи против курения» — наша гордость, — сказал мне директор института, профессор Фань Шичжун. — Составленные из 36 дикорастущих трав, они весьма эффективны. Мы провели эксперимент среди трех тысяч человек, эффект оказался 98 процентов. Лекарство просто в употреблении (нужно лишь в течение определенного времени вдыхать «аромат» этого препарата). К тому же лекарство не дает никаких побочных действий.

Мы попробовали его и на больных в других странах, участвовали в выставках. У нас есть дипломы и медали, которые мы привезли из Бельгии, Италии, США, Японии.

В Китае 200 тысяч человек бросили курить благодаря «духам».

Китайская традиционная медицина — явление сложное и интересное. И, наверное, рассказывать о ней должны медики, ученые. Я привел здесь этот небольшой пример из области китайской медицины как еще одну иллюстрацию, показывающую, что во многих областях жизни современного Китая традиции и современность идут рука об руку.

УПРОЩЕННЫЙ КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ «ТАЙЦЗИЦЮАНЬ»

ПЕРВАЯ ГРУППА

Исходное положение

(рис. 1)

Стоять прямо в естественной позе. Ноги поставлены врозь на ширину плеч. Руки свободно опущены вдоль туловища. Смотреть вперед (рис. 1).

Указания. Голову держать прямо. Подбородок взят несколько «на себя». Не выпячивать намеренно грудь и не вбирать в себя живот. Быть сосредоточенным.

Предварительные движения

(рис. 2—4)

1. Руки медленно поднять вперед до уровня плеч ладонями вниз (рис. 2, 3).

2. Верхняя часть туловища сохраняет прямое положение. Ноги медленно сгибаются в коленях, а ладони в это время слегка давят вниз, пока обе руки не оказываются над коленями. Смотреть вперед (рис. 4).

Указания. Плечи опущены. Руки свободно висят в воздухе. Пальцы слегка согнуты. Тяжесть тела поровну распределена на обе ноги, согнутые в коленях, поясницу расслабить, таз не выпячивать. Опускание рук и сгибание ног выполнять согласованно.

Поглаживание гривы дикой лошади

(рис. 5—19)

1. Туловище слегка поворачивается направо, тяжесть тела перемещается на правую ногу. Одновременно с этим правая рука переносится к груди ладонью вниз, а левая впереди описывает дугу справа-вниз, оказывается под правой рукой ладонью вверх, как будто обеими руками обхватывая большой шар. Левая нога приставляется к правой с ее внутренней стороны, носком прикасаясь к полу. Смотреть на правую руку (рис. 5, 6).

2. Верхняя часть туловища поворачивается влево. Левая нога делает шаг вперед по диагонали, а правая вытягивается назад, принимая стойку выпада. В это время обе руки медленно расходятся, одна — налево-вверх, а другая — направо-вниз. Левая рука останавливается на уровне глаз ладонью к лицу и чуть согнутая в локте, правая же рука опускается у тазовой кости ладонью вниз. Смотреть на левую руку (рис. 7—9).

3. Тяжесть тела переносится на правую ногу. Носок левой ноги приподнимается и чуть-чуть отклоняется влево, затем левая нога медленно сгибается в колене и принимает стойку выпада вперед. Туловище поворачивается влево, тяжесть тела снова ложится на левую ногу. В это время левая рука с поворачиваемой вниз ладонью переносится к груди, а правая описывает дугу слева-вверх и оказывается под левой рукой, как будто обеими руками обхватывая большой шар. Затем правая нога сразу приставляется к левой ноге с ее внутренней стороны, носком касаясь пола. Смотреть на левую руку (рис. 10—12).

4. Правая нога делает выпад по диагонали вперед. Обе руки медленно расходятся, правая — направо-вверх, а левая — налево-вниз. Правая рука останавливается на уровне глаз ладонью к лицу и чуть согнутая в локте, левая же рука опускается у тазовой кости ладонью вниз. Смотреть на правую руку (рис. 13, 14).

5. То же, что п. 3, но с другой руки и ноги (рис. 15—17).

6. То же, что п. 4, но с другой руки и ноги (рис. 18, 19).

Указания. Верхнюю часть туловища не наклонять вперед и не откидывать назад. Грудь должна быть свободно расправлена. Руки при разведении округлены. Движения рук и ног согласованы и выполняются в одном темпе. При выпадах нога, делающая шаг, опускается на пол на пятку, а затем медленно на всю ступню В стойке выпада колено и носок согнутой ноги должны находиться на одной линии, а другая нога, слегка упирающаяся в пол, образует с ним угол 45°. Пятки обеих ног не должны находиться на одной линии, расстояние между ними 10—30 см.

Белый журавль расправляет крылья

(рис. 20—22)

1. Верхняя часть туловища слегка поворачивается влево. Ладонь левой руки повертывается вниз и опускается перед грудью, а правая рука описывает дугу слева-вверх и ладонью вверх ставится под левой рукой, как будто обеими руками обхватывая большой шар (рис. 20).

2. Правая нога приставляется на полшага к левой, тяжесть тела переносится на правую ногу, а левая нога чуть-чуть выставляется вперед, носком прикасаясь к полу. Одновременно обе руки медленно расходятся, одна— направо-вверх, а другая — налево-вниз. Правая рука останавливается с правой стороны (с небольшим уклоном вперед) головы ладонью влево-назад, левая же опускается у левой тазовой кости ладонью вниз. Смотреть прямо вперед (рис. 21, 22).

Указания. Грудь не выпячивать, руки сохраняют округлую форму. Левое колено слегка согнуто. Перемещение тяжести тела назад нужно координировать с поднятием правой руки вверх.

ВТОРАЯ ГРУППА

Обводить рукой колени

(рис. 23—37)

1. Правая рука спереди опускается вниз, затем, чуть согнутая снизу, описывает дугу назад-вверх, доходя до внешней стороны плеча на уровне уха ладонью вверх. Левая рука поднимается слева-вверх, описывает дугу направо-вниз и ставится перед грудью ладонью вниз. Одновременно верхняя часть туловища слегка поворачивается сначала влево, потом вправо. Смотреть на правую руку (рис. 23—25).

2. Верхняя часть туловища поворачивается налево, левая нога медленно делает выпад вперед с уклоном влево. В это время правая рука сгибается в локте и со стороны уха выталкивается вперед на уровне кончика носа, а левая рука опускается вниз, обводит полукруглым движением левое колено и останавливается у тазовой кости. Смотреть на пальцы правой руки (рис. 26, 27).

3. Тяжесть тела переносится на правую ногу. Носок левой ноги чуть приподнимается и отводится чуть наружу, затем левая нога медленно делает выпад вперед, туловище поворачивается налево, тяжесть тела переносится на левую ногу. Правая нога приставляется к левой с ее внутренней стороны, лишь носком касаясь пола. В это время левая рука с повернутой вверх ладонью с левой стороны с уклоном назад поднимается ровно вверх. Правая рука вслед за поворотом туловища описывает дугу вверх-налево-вниз и останавливается перед левым плечом ладонью вниз. Смотреть на левую руку (рис. 28—30).

4. То же, что п. 2, но с другой руки и ноги (рис. 31,32).

5. То же, что п. 3, но с другой руки и ноги (рис. 33-35).

6. То же, что п. 2 (рис. 36, 37).

Указания. После того как рука выталкивается вперед, туловище не наклонять вперед и не откидывать назад. Поясницу и таз расслабить. При толкании ладони вперед плечо не поднимать. Все эти движения необходимо координировать со сгибанием ног. При выпадах расстояние между пятками ног не превышает 30 см.

Игра на китайской лютне

(рис. 38—40)

Правая нога подставляется на полшага к левой, тяжесть тела переносится на правую ногу, а левая лишь носком чуть касается пола. Затем левая нога слегка приподнимается и подвигается немного вперед и пяткой касается пола, причем колено слегка сгибается. Одновременно с этим левая рука поднимается вверх, и кисть доходит до уровня кончика носа, причем рука слегка сгибается в локте. Правая рука возвращается, и кисть останавливается на уровне локтя левой руки. Смотреть на указательный палец левой руки (рис. 38—40).

Указания. Туловище держится ровно и устойчиво. Плечи не поднимать, грудь расслаблена. Левая рука при поднятии вверх слегка описывает дугу слева-наверх-вперед. Когда правая нога приставляется к левой, необходимо опустить на пол сначала переднюю часть ступни, а потом плавно перейти на всю ступню. Перемещение тяжести тела назад координировать с поднятой левой рукой вверх.

Отведение локтя назад

(рис. 41—54)

1. Правая рука, чуть согнутая с повернутой кверху ладонью, описывает вперед дугу снизу-назад-вверх, поднимаясь свободно и ровно, левая ладонь в это время поворачивается кверху. Носок левой ноги опускается на пол. Смотреть вслед за поворотом туловища сначала на правую руку, а потом на левую руку (рис. 41, 42).

2. Правая рука сгибается в локте и от уха выталкивается ладонью вперед, а левая рука ладонью вверх мимо левого бока описывает дугу назад, поднимаясь свободно и ровно. Вслед за этим ладонь правой руки снова поворачивается кверху. Одновременно левая нога чуть приподнимается и делает один шаг по диагонали назад, медленно переходя с носка на всю стопу, тяжесть тела передается на левую ногу, а правая лишь носком чуть касается пола. Смотреть вслед за поворотом туловища сначала на левую руку, а потом на правую (рис. 43—45).

3. То же, что п. 2, но с другой руки и ноги (рис. 46—48).

4. То же, что п. 2 (рис. 49—51).

5. То же, что п. 2, но с другой руки и ноги (рис. 52—54).

Указания. Находящуюся впереди руку не выпрямлять, а идущую назад руку вести не по прямой, а по дугообразной линии. Туловище при этом поворачивается, поясница и таз расслабляются. Разведение рук вперед и назад должно быть согласовано и совершаться в одном темпе. При отступлении назад сначала нужно встать на носок, а потом плавно переходить на всю стопу. При отступлении назад левая нога делает шаг с уклоном влево, а правая назад с уклоном вправо; ступни обеих ног не должны находиться на одной линии. При отступлении назад смотреть вслед за поворотом туловища примерно на 90° сначала направо (налево), а затем на руку, что впереди.

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Брать слева воробья за хвост

(рис. 55—66)

1. Туловище медленно поворачивается направо. Левая рука свободно опускается вниз и впереди описывает дугу, останавливаясь кистью у правого бока ладонью вверх. Правая рука сгибается в локте и ладонью вниз ставится перед грудью над левой рукой, как будто обеими руками обхватывая большой шар. В это время носок правой ноги чуть сгибается наружу. Левая нога приставляется к правой с ее внутренней стороны, носком касаясь пола (рис. 55, 56).

2. Левая нога делает шаг по диагонали вперед. Верхняя часть туловища слегка поворачивается влево. Пятка правой ноги выпрямляется, а левая нога сгибается в колене, образуя стойку выпада. Одновременно левая закругленная рука гибко вытягивается влево до уровня плеча, ладонь повертывается назад. Правая рука опускается у тазовой кости ладонью вниз. Смотреть на левое предплечье (рис. 57, 58).

Указания. При вытягивании рук необходимо сохранять их в форме дуги. Разведение рук вверх и вниз, расслабление поясницы и выпад должны выполняться согласованно.

3. Туловище слегка поворачивается влево, левая рука одновременно вытягивается вперед, а ладонь ее повертывается вниз. Правая же рука, перевернутая ладонью кверху, спереди вытягивается вверх-вперед под левое запястье. Верхняя часть туловища чуть поворачивается вправо. Обе руки плавно опускаются вниз и спереди описывают дугу вправо-назад, пока правая рука ладонью вверх не оказывается на уровне плеч, левая же рука останавливается перед грудью, обращенная ладонью к груди, тяжесть тела при этом переносится на правую ногу. Смотреть на правую руку (рис. 59, 60).

Указания. При плавном опускании обеих рук вниз верхнюю часть туловища не наклонять вперед, ягодицы не выпячивать. Обе руки описывают дугу вместе с поворотом поясницы.

4. Верхняя часть туловища слегка поворачивается налево. Правая рука сгибается в локте, ее кисть пальцами вверх находится примерно на 5 см от кисти левой руки, ладони обращены друг к другу. Обе руки медленно выталкиваются вперед, левая рука должна сохранять полукруглую форму. В это время тяжесть тела переносится вперед, образуя стойку выпада левой ноги вперед. Смотреть на левую кисть (рис. 61, 62).

Указания. При выталкивании рук вперед туловище держать прямо. Движения рук должны быть согласованы с расслаблением мышц и движением ног.

5. Правая кисть проходит над запястьем левой руки вперед и останавливается рядом с левой кистью, ладонь которой поворачивается вниз. Обе руки разведены на ширину плеч. Затем тяжесть тела переносится на правую ногу. Носок левой ноги приподнимается. Обе руки медленно сгибаются в локтях, пока ладони, обращенные вперед-вниз, не оказываются впереди у пояса. Смотреть прямо вперед (рис. 63—65).

6. Тяжесть тела медленно переносится вперед. Одновременно руки медленно выталкиваются вперед-вверх. Левая нога сгибается в колене, образуя стойку выпада. Смотреть прямо вперед (рис. 66).

Указания. При выталкивании обеих рук вперед-вверх они должны описать кривую линию. Кисти доходят до линии чуть выше плеч. Руки слегка согнуты в локтях.

Брать справа воробья за хвост

(рис. 67—89)

1. Верхняя часть туловища поворачивается вправо, и тяжесть тела переносится на правую ногу, а носок левой ноги отводится внутрь. Правая рука по горизонтали делает дугу вправо, затем опускается вниз, сгибается в локте, описывая дугу, и подходит кистью к левому боку ладонью вверх. Левая же рука с повернутой вниз ладонью ставится перед грудью. Кажется, что обе руки обхватывают большой шар. В это время тяжесть тела передается на левую ногу, а правая нога приближается к левой и носком касается пола (рис. 67— 70).

2. То же, что и 2 из предыдущего пункта, но с другой руки и ноги и в обратную сторону (рис. 71, 72).

3. То же, что 3 из предыдущего пункта, но с другой руки и ноги и в обратную сторону (рис. 73, 74).

4. То же, что 4 из предыдущего пункта, но с другой руки и ноги и в обратную сторону (рис. 75, 76).

5. То же, что 5 из предыдущего пункта, но с другой руки и ноги и в обратную сторону (рис. 77—79).

6. То же, что 6 из предыдущего пункта, но с другой руки и ноги в обратную сторону (рис. 80).

Указания. Те же, что в предыдущем пункте.

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА

Плеть

(рис. 81—86)

1. Тяжесть тела постепенно переносится па левую ногу. Носок правой ноги повертывается внутрь. Одновременно верхняя часть туловища поворачивается налево. Обе руки (левая выше, правая ниже) двигаются влево до тех пор, пока левая рука не оказывается па той же горизонтали на левой стороне, а правая рука, пройдя впереди, ставится кистью у левого бока ладонью назад-вверх. Смотреть на левую руку (рис. 81, 82).

2. Тяжесть тела постепенно снова переносится на правую ногу. Левая нога приближается к правой и носком касается пола. Одновременно правая рука описывает дугу вправо-наверх и на правой стороне кисть в виде крюка загибается вниз, вся рука находится на уровне плеч. Левая рука, описав вперед-снизу-вверх дугу, останавливается перед правым плечом ладонью назад. Смотреть на левую руку (рис. 83, 84).

3. Верхняя часть туловища слегка поворачивается влево, левая нога делает шаг в левую сторону и переходит в выпад, между тем как правая вытягивается. Когда тяжесть тела переносится на левую ногу, левая ладонь медленно повертывается и вытягивается вперед, причем пальцы ее находятся на уровне глаз, а сама рука слегка согнута в локте. Смотреть на левую руку (рис. 85, 86).

Указания, Верхнюю часть туловища держать прямо, поясница расслаблена. Правая рука в локте слегка опущена вниз. Локоть левой руки обращен к колену левой ноги. Плечи опущены. Левая рука выталкивается вперед, вместе с поворотом тела ладонь повертывается не сразу. Все движения должны быть согласованными.

Облачные движения рук влево

(рис. 87—101)

1. Тяжесть тела переносится на правую ногу, туловище медленно поворачивается вправо, носок левой ноги повертывается внутрь. Левая рука перед телом описывает дугу вправо-наверх, доходя до правого плеча, ладонью повернутая косо-назад. Одновременно с этим ладонь правой руки поворачивается вправо. Смотреть на левую руку (рис. 87—89).

2. Тяжесть тела медленно переносится налево. Левая рука как бы проплывает перед лицом на левую сторону, причем ладонь ее постепенно повертывается также влево. Правая рука описывает дугу справа-вниз и перед телом поднимается дугой налево-кверху, доходя до левого плеча, ладонь обращается косо-назад. Одновременно правая нога приближается к левой, расстояние между ними—10—20 см. Смотреть на правую руку (рис. 90, 91).

3. Правая рука продолжает двигаться вправо, а левая рука перед телом описывает дугу справа-наверх и поднимается дугой направо, доходя до правого плеча, ладонь повернута косо-назад. Одновременно с этим правая ладонь поворачивается направо, левая нога делает шаг влево. Смотреть на левую руку (рис. 92—94).

4. То же, что 2 (рис. 95, 96),

5. То лее, что 3.

6. То же, что 2.

Указания. Поясница и таз расслаблены. Обе руки делают плавные движения вместе с поворотом тела, движения рук должны быть естественными, округлыми, теми медленный и плавный. При движении рук и ног тело устойчиво. Взглядом следить то за левой, то за правой рукой.

Плеть

1. Правая рука продолжает двигаться вправо, и уже на правой стороне кисть в виде крюка загибается книзу. Левая же рука, описывая дугу перед телом направо-кверху, доходит до правого плеча, ладонь обращается назад. Тяжесть тела падает на правую ногу, левый носок касается пола. Смотреть на левую руку.

2. Верхняя часть туловища слегка поворачивается влево, левая нога делает выпад в сторону, между тем как правая вытягивается. Когда тяжесть тела переносится на левую ногу, левая ладонь медленно повертывается и вытягивается вперед, и кажется, что человек держит плеть.

Указания. Те же, что и в пункте, о котором уже говорилось выше.

Из главы XIII книги В.С. Куликова «Китайцы о себе»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.