Теория победы: уникальные методы школы выживания древних спартанцев

Несмотря ни на какие военные технологии, по сей день победа в любой войне не присуждается пока солдаты победителя не ступят на территорию поверженного противника. Танковые клинья и тактическое бомбометание в конечном счете могут уступить перед грамотностью и выносливостью пехотных подразделений. Один из легендарных исторических примеров сражения по суворовскому принципу «не числом, а умением» произошел за 20 с лишним веков до рождения русского полководца — в древней Спарте, где 300 ее воинов в узком ущелье сдерживали несметные восточные полчища.

Принцип организации спартанского войска, строгая дисциплина и полководческая стратегия послужили примером для македонцев и римлян. Мужество, стойкость и выносливость спартиатов стали образцом для любого воина античного мира, а затем и новой Европы. Только, вот, достичь спартанской непобедимости было под силу далеко не каждому, ибо настоящий воин — это только не боевая или физическая подготовка. Это образ жизни, цель которой — победа или смерть.

Рожденные солдатами

Спарта была государством, устроенным как военный лагерь. Жизнь всех граждан была подчинена одной цели — обучение военному делу, а воспитание солдата начиналось еще до его рождения. Мужчин и женщин, собирающихся вступить в брак, предупреждали о необходимости принимать во внимание здоровье избранника. Мужья были обязаны предоставлять своих жен в пользование выдающимся мужчинам, а ослабленным или пожилым мужьям рекомендовалось приглашать на помощь красивых молодых людей для произведения сильного потомства. Ревность и моногамия не приветствовались.

Ребенок с самого рождения становился собственностью государства: новорожденного осматривал совет наблюдателей, и тот получал право на жизнь только в том случае, если был здоров и хорошо сложен. Младенцев, не прошедших строгий общественный контроль, сбрасывали с обрыва горы Тайгет, где те разбивались о скалы. До семилетнего возраста мальчики воспитывались под надзором матери и няньки, которые купали их в вине для укрепления сил, приучали детей не бояться темноты и уединения, быть умеренными в пище.

Право на… жизнь

В семь лет спартанский мальчик забирался из семьи.  Он поступал в распоряжение наставника, который руководил целой группой. Все воспитание детей было направлено на развитие и укрепление физических сил. Самый способный и смелый из класса становился старостой, остальные должны были повиноваться ему. Старшие провоцировали ссоры и драки — так проверялись на прочность характер и выносливость. Малейшее проявление трусости влекло за собой многие дни позора.

От мальчиков требовалось молча переносить боль, трудности и несчастья. В 12 лет у них забирали нижнюю одежду, кормили впроголодь. Ребенок должен был сам добывать себе дополнительное пропитание. Если его ловили на воровстве, то строго наказывали, но не за кражу, а за то, что был пойман. Однажды, один мальчик украл лисенка. К нему подошли, он спрятал лисенка под плащ. Лисенок вгрызся ему в живот. Мальчик стоял твердо и говорил спокойным голосом. В воровстве парня не заподозрили, но лисенок прогрыз ему внутренности, и мальчик умер. О его поступке рассказывали детям, как о подвиге.

В Спарте существовал обычай: каждый год сечь юношей до крови на алтаре богини Артемиды. Тот, кто дольше и терпеливее переносил истязание, объявлялся победителем. Бывали случаи, что молодые люди без стонов так и погибали под ударами. В тринадцать лет, если мальчик с честью переносил тяготы молодости, он получал все гражданские права и мог обедать со старшими.

Черная похлебка

Действительная военная служба начиналась в возрасте двадцати лет. Брак разрешался по достижении двадцатилетнего возраста, но до тридцати лет мужчина должен был жить в «доме мужчин» и устраивать свои брачные отношения так, как если бы это было незаконное и, соответственно, тайное дело. Главное требование — подчинение приказам командира и дисциплине. Спартанец Леоним в бою занес меч над врагом, но услышал отбой и отдернул меч: «Лучше оставить в живых врага, чем ослушаться команды». А мальчик Исад, напротив, убежал на войну и храбро бился — ему дали венок за храбрость и высекли розгами за нарушение дисциплины.

С достижением 30-летнего возраста молодые люди выходили из под надзора наставников, но по-прежнему должны были следовать законам, направленным на сохранение единодушия и строгости нравов. Главной обязанностью граждан было участие в общественных трапезах. Отсутствовать на них можно было только в случае тяжелой болезни или участия в жертвоприношении. Каждый гражданин ежемесячно вносил свою долю припасами или деньгами, а кто не мог этого сделать, лишался политических прав.

Главным кушаньем была черная кровяная похлебка из свинины с чечевицей, уксусом и солью. Она была невероятно питательна и невероятно противна на вкус. Спартанцы ею гордились. Персидский царь, когда был в Греции, заставил пленного спартанца сварить ему такую похлебку, попробовал и сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».

На войне нет места наживе. Чтобы спартанцы не копили богатств, деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Они бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. Спартанцы не копили денег и не работали: они готовились к войне.

Со щитом или на щите

На войне спартанец был в своей стихии. Он шел на бой, как на пир, разодевшись, намазав маслом и расчесав длинные волосы. (Полководцы говорили: «Заботьтесь о прическе: она делает красивых грозными, а некрасивых страшными».) Одевались в красное — чтобы было страшнее и чтобы не видно было ран. Другие греки шли на бой под дикий рев труб, спартанцы — под мерный свист свирели: их боевой пыл приходилось не разжигать, а умерять.

Каждый спартиат с 20 до 60 лет был обязан по первому призыву являться на военную службу. Главной силой войска были тяжелые пехотинцы. Их вооружение состояло из медного панциря, шлема, большого щита с буквой Λ, длинного копья и короткого кривого меча. Спартанцы первые научились биться строем, фалангой, а не каждый сам за себя: покинуть место в строю, чтобы броситься на врага или от врага, было одинаковым преступлением.

Враги редко выдерживали нападение спартанской пехоты, и долгое время она считалась непобедимой в открытом поле. Но осаждать города спартанцы не умели, и от них можно было долго отбиваться из-за укреплений. Не умели они и сами защищаться за стенами, которых, впрочем, и не было в Спарте, потому что личная храбрость граждан была щитом для города. Бегущего неприятеля спартанцы не преследовали, чтобы не расстроить правильных рядов фаланги. Если сражение заканчивалось победой, они собирали неприятельское оружие и из него сооружали трофей как знак победы и жертву богам.

Бежавшие с поля или вернувшиеся домой с поражением заслуживали всеобщее презрение: лишались общественных прав и своего имущества, носили особое платье, подвергались унижением и побоям. Женщины провожали своих мужчин на войну со словами: «Со щитом или на щите!», — со щитом возвращались победители, на щите приносили павших.

Легендарным стало сражение при Фермопилах, в горном ущелье средней Греции. В V веке до нашей эры 300 спартанцев под командованием царя Леонида сдерживали персидскую армаду, прикрывая отступающее греческое войско.

Можно предположить, что им удалось бы выполнить свою миссию, если бы не удар в спину от предателя, который провел врагов в тыл. Только так персы смогли уничтожить маленький отряд. Граждане Спарты установили на поле боя памятник с двустишием: «Путник, пойди, возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». Так греческий поэт увековечил военную и гражданскую славу Спарты.

источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.