Дочь Ирода Саломея не причастна к обезглавливанию Иоанна Крестителя?

Дочь Ирода Саломея не причастна к обезглавливанию Иоанна Крестителя?

Пир царя Ирода. Лукас Кранах Старший

Распространено утверждение, что дочь Ирода Саломея причастна к убийству Иоанна Крестителя. Здесь мы имеем дело сразу с двумя ошибками...

Во-первых, нигде в Библии ее имя не упоминается в контексте смерти Иоанна.

Дочь Ирода Саломея не причастна к обезглавливанию Иоанна Крестителя?

Пир царя Ирода. Лукас Кранах Младший

«В день своего рождения Ирод собрал на званый обед всех придворных, военачальников и самых знаменитых граждан Галилеи, — пишет апостол Марк. — Появилась дочь (в других вариантах — жена) Ирода, и ее танец так понравился Ироду и его гостям, что Ирод сказал ей: „Потребуй чего угодно, даже половину моего царства“. Она вышла и спросила свою мать: „Чего мне потребовать?“ И ответ был — голову Иоанна Крестителя».

Но ведь ни в Евангелии от Марка, ни в Евангелии от Матфея имя девушки нигде не названо: «И когда праздновали день рождения Ирода, дочь его танцевала перед гостями...» И никаких имен.

Саломея с головой Иоанна Крестителя. Караваджо

Во-вторых, представляется в высшей степени маловероятным, чтобы Ирод допустил к государственным делам свою дочь, как бы ее ни звали. Ирод действительно приказал убить Иоанна, это достоверно доказано историками, только причиной был не танец, исполненный собственной дочерью, а желание диктатора избавиться от «нарушителя спокойствия».

Смотрите также:   Гопак и другие украинские танцы в живописи

Почему же этот сюжет так запал в душу художников, скульпторов, писателей? Почему он послужил основой выдающихся произведений искусства, принадлежащих кисти, резцу и перу Тициана, Пикассо, Гейне, Вильде, Штука и многих-многих других?

Да только потому, что он так удачно укладывается в схему «ceкc и прeступление», которая лежит в основе множества других подлинных и вымышленных сюжетов (Юдифь и голова Олоферна, Мария Стюарт, Мата Хари). Противопоставление танца и смерти — это самое живое олицетворение таких фундаментальных основ бытия, как любовь, жизнь и смерть, которые как бы одновременно появляются на сцене.

Кстати, это понимали и не лишенные таланта писатели Марк и Матфей. В их интерпретации Иоанн погибает не просто как политический заключенный, а как жертва любовной интриги, и таким образом смерть Иоанна Крестителя прочно западала в память потомков. А поскольку памяти поколений следует помочь, дав событиям и персонажам имена, в дальнейших интерпретациях «окрестили» и дочь Ирода, дав ей звучное имя Саломея.

Из книги «Лексикон популярных заблуждений»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × два =