«Москва в будущем»
Пожалуй, каждый хоть раз в жизни хотел узнать свое будущее. И это вполне нормально. В 1914 году шоколадная фабрика «Эйнемъ» (сегодняшний «Красный Октябрь») вместе с шоколадными конфетами выпустила серию открыток с предсказаниями, как будет выглядеть Москва через 200 и даже 300 лет.
Сегодня довольно занятно рассматривать догадки людей, живших век назад. Одни представления о будущем вызывают усмешку, в том время как другие уже сбылись.
Набор шоколадных конфет с открытками-предсказаниями фабрики «Эйнемъ»
В 1913-1914 году Москва переживала стремительный экономический подъем, жизнь была размеренной, каждый спокойно смотрел в свое будущее. Тогда шоколадной фабрикой «Эйнемъ» была выпущена серия коробок, в которых, помимо сладостей, лежало 8 открыток с представлениями современников о XXII и даже XXIII веках.
Вокзал
Фабрика «Товарищества Эйнемъ», 1880-е годы
Открытка «Театральная площадь»
Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колёсных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году торговый дом Мюр и Мерилиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причём главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылезают многочисленные моторы.
Театральная площадь, Большой и Малый театры, ЦУМ в наше время
Открытка «Лубянская площадь»
Синеву неба чертят чёткие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914 году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранивший свою яркую форму ещё с наших времен. В синем воздухе замечаем товарный дирижабль Эйнем, летящий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.
Открытка «Петербургское шоссе»
Уголок «старой» веселящейся Москвы. Древний «Яръ» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому с молниеносной быстротой летят, скользя, изящные богато убранные аэросани. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям.
Открытка «Петербургское шоссе»
Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишённый микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивною природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, их пра-пра-прадеды.
Отель «Петровский дворец»
Открытка «Москворецкий мост»
«Мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ и синдикатов. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги; оживлённые, шумные берега большой судоходной Москвы-реки».
Москворецкий мост в наши дни
Открытка «Москва-река»
По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсера и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно мирный. Военный упразднен после всеобщего мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шара, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.
Справка из Википедии
«Москва в XXIII веке» или «Москва будущего» — цикл из восьми футуристических почтовых карточек 1914 года, выполненных неизвестным художником по заказу московской кондитерской фабрики «Эйнем».
Рисунки на карточках демонстрируют то, как, по мнению автора, предстояло выглядеть Москве в XXII и XXIII столетиях: от 2114 года (карточка «Центральный вокзал») до 2259 года (карточка «Санкт-Петербургское шоссе»). На них изображены такие известные места, как Красная, Театральная, Лубянская площади, Петровский парк. Примечательно, что на одной из карточек находилось изображение Центрального вокзала Москвы, создание которого предлагалось к сооружению в начале XX века, но впоследствии потеряло свою актуальность.
На оборотной стороне карточки каждого вида находилась краткая аннотация к рисунку; на карточке № 1 — ко всей серии. Данные об авторе (либо авторах) рисунков и текста на самих карточках и в печатных источниках не сохранились.
Набор был выпущен в мирное время, за несколько месяцев до начала Первой мировой войны.
В 2010 году компания «Красный Октябрь», являющаяся правопреемником Эйнема, перевыпустила данную серию.
Центральный вокзал
Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.
Москворецкий мост
Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…
Лубянская площадь
Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.
Река Москва
Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.
Петровский парк
Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.
Красная площадь
Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200.
Петербургское шоссе
Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям.
Театральная площадь
Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток.
Сбывшиеся предсказания
Архитектура
- Здание магазина «Детский мир», построенное много позднее — при СССР в 1957 году, выглядит почти так же и находится там же, где изображено на карточке 1914 года.
- Очертания Лубянской площади соответствуют современности.
Техника
- Метро «Лубянка» на открытке расположено там же, где его построили много позднее, в 1935 году, только современная станция — закрытого типа.
- После строительства Канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, Беломорканала, Волго-Донского канала и системы гидроузлов на реке Волга, Москва стала «портом пяти морей», способным принимать суда класса «река-море» способные доходить до Черного, Средиземного, Красного, Белого, Балтийского, Баренцева и Северного морей. А на четырехпалубном круизном теплоходе проекта 302 (тип «Дмитрий Фурманов») из Москвы периодически можно совершить беспересадочное путешествие в Турцию, Финляндию, Швецию и Эстонию. По водоизмещению (почти 5200 т) этот речной гигант не сильно уступает океанскому крейсеру начала XX века (легендарный «Варяг» имел водоизмещение всего 6400 т). Следует отметить, что крупные суда в акваторию Москвы-реки все таки не попадают, а заканчивают свой путь на Химкинском водохранилище у Северного речного вокзала.
- «Воздушная дорога» на открытке — монорельс. Такая система появилась в Москве в начале XXI века, правда не подвесной схемы как на открытке, а опорной и проходит не в районе Лубянской площади, а в районе ВДНХ и Останкинского телецентра.
- Уже в 1930-х годах в Москве появилась пожарная авиация: сначала легкие самолеты, позже (с 1960-х годов) — вертолеты.
Факты
- Подпись к карточке «Лубянская площадь» является примером неявной коммерческой рекламы фирмы-производителя, ныне называемой продакт-плейсмент: в синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.
- Современное здание ФСБ на Лубянской площади (бывшее здание страхового общества «Россия», архитектор Щусев) после нескольких реконструкций насчитывает 9 этажей; в здании, изображённом на открытке, 11 этажей.
- Изображённые на открытке «Санкт-Петербургское шоссе» аэросани опасны для пешеходов и других экипажей, поскольку их винт находится спереди (тянущий) и ничем не защищён (нет сетчатого защитного кожуха). Первые справа аэросани карточки «Санкт-Петербургское шоссе» — фирмы Роллс-Ройс.
- Мост через Москву-реку похож по конструкции на ныне существующий Крымский мост, построенный в 1936—1938 гг. — на открытке отчётливо виден центральный пролёт, подвешенный на цепях.
- В перспективе Красной площади слева от здания Исторического музея предугадано будущее здание-параллелепипед гостиницы «Интурист» (построено в 1969—1970 гг., в 2002 г. снесено).
- Насчёт здания ЦУМа (бывшего магазина «Мюр и Мерилиз»), на открытке вдвое превосходящего по высоте Большой театр, художник не угадал; здание разрослось не в высоту, а в длину, новое помещение построено в 1974 г. на месте бывших Голофтеевского и Александровского пассажей, в 2007 г. расширено почти до красной линии Кузнецкого моста.
отсюда
13.11.2017
Похожее