«А зори здесь тихие…»: что случилось с прототипами повести

«А зори здесь тихие…»: что случилось с прототипами повести

Герои фильма 1972 года, снятого Станиславом Ростоцким по одноимённой повести Бориса Васильева

Если коротко, то все они, кроме командира, как и в повести (и в одноименном фильме Станислава Ростоцкого), погибли. Только главный военный у прототипов героинь был вовсе не старшиной. Да и павшие в неравном сражении бойцы оказались представителями противоположного пола.

«А зори здесь тихие…»: что случилось с прототипами повести

Рита, Женя, Соня, Галя, Лиза – мало кто знает, что эти незабываемые героини повести «А зори здесь тихие» (и одноименного фильма) в реальной жизни были… мужчинами.

Все не так, не с теми и не там

Борис Васильев, вдохновившись опытом своих коллег писателей-фронтовиков, хотел, как он сам признавался в интервью, написать что-то свое. Произведение, в котором была бы отражена именно его война, «лесная». Война без тылов и передовых, артиллерийской и авиационной поддержки. Война, где один на один с противником, в лесу, и отряд (группа, подразделение) самостоятельно должен решать, как действовать в схватке с врагом, выстраивать стратегию и тактику, не надеясь на скорую помощь со стороны.

«А зори здесь тихие…»: что случилось с прототипами повести

Кадр из фильма 1972 года

Писатель вспоминал, что долго вынашивал «туманный» (его формулировка) замысел будущего произведения, пока не прочел маленькую заметку в газете «Известия» об обороне узловой железнодорожной станции на направлении Петрозаводск-Мурманск. Сам Петрозаводск был оккупирован финскими подразделениями. В заметке говорилось, что немецкие диверсионные группы стремились взорвать рокаду, используемую советскими войсками для переброски живой силы, техники и боеприпасов. Большую часть диверсантов наши спецподразделения уничтожили, но одному отряду все же удалось просочиться. По стечению обстоятельств это случилось на участке обороны того самого сержанта.

«А зори здесь тихие…»: что случилось с прототипами повести

Кадр фильма «А зори здесь тихие», 1972

Силы были определенно неравны, эта история чем-то походила на сюжет «9 роты» Бондарчука, только реальность оказалась пожестче — у наших в наличии семеро раненых бойцов, включая сержанта, и только один пулемет. Сержант единственный остался в живых, его, отстреливавшегося из пулемета, всего изрешетило пулями и осколками. Но до подхода подкрепления малочисленная группа советских бойцов фрицев к ж/д полотну не подпустила.

Заметка в «Известиях», судя по интервью Бориса Васильева, вышла уже после войны. В ней коротко сообщалось, что сержант, чье имя писатель так и не вспомнил, выжил и даже был удостоен медали «За боевые заслуги». К слову, весьма почетной в солдатской среде — за «бэ зэ» на той войне «за просто так» не награждали.

«А зори здесь тихие…»: что случилось с прототипами повести

Промо-постер фильма 2015 года

Причем тут женское подразделение

«Вот сюжет!» — подумал будущий автор замечательной повести Борис Васильев, и начал работать с темой. Одну страницу написал, две, три, семь — не идет повествование. И все хорошо, да что-то нехорошо — частная история, никакой новизны. Очерк — пошел бы, а для художественного произведения не хватает чего-то главного, что могло бы сыграть на пронзительности образов героев повести.

И Борис Васильев придумал, что героинями его произведения должны стать молоденькие девушки, воюющие под началом опытного, обстрелянного старшины. Дальше написание текста пошло как по маслу.

«А зори здесь тихие…»: что случилось с прототипами повести

Кадр фильма «А зори здесь тихие», 2015

На самом же деле истории, легшей в основу повести и фильма, в жизни никогда не происходило. Было много других с участием женщин на фронте, не менее жестоких и суровых — сотни тысяч представительниц слабого пола в том или ином качестве воевали на фронтах Великой Отечественной, и им было определенно труднее, чем мужчинам. И никто, за редким исключением, их судьбы не описывал.

«А зори здесь тихие…»: что случилось с прототипами повести

Кадр фильма «А зори здесь тихие», 2015

А были ли диверсанты в тех местах?

Были, и вели они себя довольно активно. В фильме С. Ростоцкого упоминается, что диверсионная группа немцев пыталась взорвать шлюзы Беломоро-Балтийского канала, чтобы застопорить судоходность этой стратегически важной водной артерии. Действительно, прямо с первого дня войны с территории Финляндии началась переброска диверсионных финских (не немецких!) групп на территорию СССР.

«А зори здесь тихие…»: что случилось с прототипами повести

Правда, они не чувствовали себя так свободно, как это показано в фильме Станислава Ростоцкого, зори для финнов там были отнюдь не тихими: диверсантов на первых же этапах десантирования засекали спецвойска НКВД, опергруппы обнаруживали их резиновые лодки, спрятанные боеприпасы и продовольствие. За лазутчиками охотились и весьма результативно.

Подобные вылазки с финской стороны были многочисленными, но всегда встречали организованное сопротивление со стороны Красной Армии. Существенных диверсий финнам осуществить на нашей территории так и не удалось.

источник

25.09.2017

************

Кто были прототипы повести Васильева «А зори здесь тихие»

Рита, Женя, Соня, Галя, Лиза – мало кто знает, что эти незабываемые героини повести «А зори здесь тихие» (и одноименного фильма) в реальной жизни были… мужчинами.

Предыстория «тихих зорь»

Повесть «А зори здесь тихие» была напечатана в журнале «Юность» в 1969 году, затем её перенесли на театральные подмостки. А через 3 года последовала классическая экранизация Станислава Ростоцкого. Необычный по тем временам сюжет вызвал всеобщий интерес. Читатели и зрители интересовались – неужели где-то вдали от фронта действительно случилась такая трагическая история? Тогда Борис Васильев признался, что в реальных событиях, легших в основу повести, девушки не участвовали. От вражеских диверсантов оборонялся сугубо «мужской» отряд, о подвиге которого автор первоначально и собирался написать.

События развернулись на одной из станций Кировской железной дороги, соединявшей Петрозаводск с Мурманском. Сюда – на «лёгкий участок» — командование отправило семерых выздоравливающих после ранений солдат, чтобы они охраняли станцию. Но однажды в данном районе высадилась группа диверсантов. Враги намеревались взорвать рельсы, чтобы помешать транспортировке людей и грузов на линию фронта. Соотношение сил было не в пользу защитников станции. По своей боеспособности перенесшие ранения красноармейцы сильно уступали физически крепким, хорошо подготовленным фашистам.

Другая проблема заключалась в нехватке оружия – русским пришлось отстреливаться с помощью единственного пулемёта. В итоге на момент прибытия подкрепления в живых оставался только командовавший отрядом сержант – прототип коменданта Федота Васкова. Но и он истекал кровью, получив несколько пулевых и осколочных ранений. Впоследствии выжившему вручили медаль «За боевые заслуги».

Точное место и время данных событий Васильев не упоминал. Кировскую дорогу, как правило, пытались подорвать финны, а не немцы, из-за чего исследователи высказывали предположение, что дело происходило скорее в Вологодской или Архангельской областях, где «хозяйничали» диверсанты абвера. Однако в 2002 году в «Новом журнале» со ссылкой на военного консультанта фильма сообщалось, что история, послужившая основой для повести Васильева, случилась на станции Куолемаярви в Карелии (в переводе с финского название означает «Озеро смерти»).

Почему девушки?

Почему же Борис Васильев «переделал» мужчин в девушек? Сначала писатель опирался на небольшую заметку в газете «Известия», отталкиваясь от которой, стал домысливать детали. В этом автор помогал собственный боевой опыт.

«Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь, — рассказывал Васильев. – И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки».

Коренное изменение действительно пошло на пользу произведению, которое сразу зазвучало свежо и актуально. На фронте в годы Великой Отечественной побывало 300 тысяч представительниц прекрасного пола, переносивших тяготы наравне с мужчинами, но до поры до времени эта сторона войны оставалась «в тени».

«Женщинам ведь труднее всего на войне <…> А тогда никто о них не писал», — объяснял автор повести.

При создании образов зенитчиц Васильев использовал наблюдения над реальными женщинами. В основном у писателя получились собирательные персонажи, в которых воплотились черты различных радисток, разведчиц, медсестёр и даже одноклассниц писателя. Впрочем, интеллигентную еврейку Соню Гурвич, знающую немецкий язык, прозаик преимущественно «списал» с собственной жены – Зори Поляк, с которой познакомился во время учёбы в Военной академии бронетанковых войск. Соня описывается как скромная тихая девушка – такой была и Зоря Альбертовна, ставшая музой для Васильева до конца его дней.

Добавим, что режиссёр Ростоцкий посвятил свой фильм памяти медсестры Анны Чугуновой, которая на войне спасла ему жизнь. Она на хрупких плечах вытащила Ростоцкого с поля боя после того, как по нему проехал танк.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.