100 лет российской авиации. Фотографии знаменитых самолетов

100 лет российской авиации. Фотографии знаменитых самолетов

12 августа 1912 года считается днем рождения ВВС России. Антон Трофимов и другие авторы сайта «Форбс» отобрали 15 самых примечательных отечественных самолетов и вертолетов, от «Ильи Муромца» до удивительного аппарата с гигантским баком на крыше

100 лет российской авиации в фото знаменитых самолетов и вертолетов

«Илья Муромец» (1913)

Первый в мире пассажирский самолет и первый российский бомбардировщик.

Произведено: более 80 экземпляров.

Самолеты «Илья Муромец» были основой бомбардировочной авиации Российской империи во время Первой мировой войны и стали одним из ее символов.

По-2 (У-2, 1928)

Один из самых массовых самолетов в мире.

Произведено: свыше 33 000 экземпляров.

Создававшийся как учебный самолет для массового обучения советских летчиков во время Великой Отечественной войны По-2 выполнял, в частности, функции легкого ночного бомбардировщика и прославился благодаря летавшим на нем женщинам-пилотам.

И-16 (1933)

Символ предвоенной авиации СССР, первый в мире высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси

Произведено: 19 292 экземпляра

И-16 был основным истребителем советских ВВС накануне и в первый период Великой Отечественной войны. Последние самолеты были сняты с вооружения в 1952 году ВВС Испании, куда машины были поставлены СССР во время гражданской войны 1938—1939 годов.

АНТ-20 «Максим Горький» (1934)

Самый большой самолет своего времени с сухопутным шасси.

Произведено: 1 экземпляр.

Использовался как агитационный самолет, разбился 18 мая 1935 года в результате столкновения с самолетом сопровождения.

Ил-2 (1939)

Самый массовый боевой самолет в истории авиации.

Произведено: 36 183 экземпляра.

Штурмовик, использовавшийся на всех фронтах Великой Отечественной войны. Уникален тем, что бронирование двигателя и пилотской кабины было частью силовой схемы планера самолета. Кроме СССР состоял на вооружении еще пяти стран Варшавского блока, где эксплуатировался до 1954 года.

Як-18 (1946)

Символ массовой авиации СССР.

Произведено: более 4800.

Як-18 сменил в качестве учебно-тренировочного самолета По-2 и был первым самолетом практически для всех советских послевоенных летчиков и пилотов-любителей, занимавшихся в аэроклубах.

Ан-2 (1947)

До появления Ан-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом за всю историю авиации.

Произведено: 17 000 экземпляров.

Выпускался в СССР и Польше (по лицензии, поставлялся в СССР), до сих пор производится в Китае (стоимость — около $75 000).

Ил-18 (1957)

Первый советский самолет, массово продававшийся на внешнем рынке.

Произведено: 675 экземпляров.

Эксплуатировался помимо СССР в 17 зарубежных авиакомпаниях, сегодня остается в эксплуатации в четырех странах мира, не считая России.

МиГ-21 (1959)

Самый распространенный сверхзвуковой самолет в мире.

Произведено: 11 496 экземпляров, не считая построенных по лицензии в КНР.

Состоял на вооружении более 40 государств, в настоящее время остается в составе ВВС 22 стран мира.

Ми-8 (1961)

Самый массовый двухдвигательный вертолет в мире.

Произведено: более 12 000 экземпляров.

Цена: от $14,75 млн до $17,5 млн.

Эксплуатируется более чем в 70 странах мира, до сих пор (в различных модификациях) состоит на вооружении российских ВВС и является самым массовым отечественным военно-транспортным вертолетом.

Ту-144 (1968)

Первый в мире авиалайнер, преодолевший звуковой барьер.

Произведено: 16 экземпляров.

Первый полет Ту-144 состоялся на два месяца раньше, чем полет «Конкорда». Коммерческая эксплуатация на единственной линии Москва — Алма-Ата была свернута в 1978 году из-за нерентабельности: стоимость полета на Ту-144 в полтора раза превышала стоимость полета на дозвуковых авиалайнерах.

Ту-154 (1968)

Самый массовый советский реактивный пассажирский самолет

Произведено: 932 экземпляра

Ту-154 эксплуатировались пассажирскими авиакомпаниями всего социалистического лагеря и многих других стран, поддерживавших дружеские отношения с СССР. Вплоть до настоящего времени 30 лайнеров совершают регулярные полеты в России, единичные экземпляры остаются в эксплуатации в других государствах, в том числе в качестве правительственных (Болгария, Польша, Словакия, Чехия).

ВМ-Т «Атлант» (1981)

Уникальный самолет, предназначенный для транспортировки элементов ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». Эксплуатировался в составе ВВС.

Произведено: 3 экземпляра.

Цилиндрический груз над фюзеляжем ВМ-Т — установленный задом наперед кислородный бак ракеты-носителя «Энергия» в специальном обтекателе.

Ка-50 «Черная акула» (1982)

Первый в мире одноместный боевой вертолет соосной схемы.

Произведено: 15 экземпляров.

Несмотря на малое число стоящих на вооружении машин, стал одним из символов современной российской авиации — благодаря своим футуристическим очертаниям и в еще большей степени после выхода на экраны боевика «Черная акула», который и дал вертолету его неофициальное название.

Ан-225 «Мрия» (1988)

Самый большой в мире транспортный самолет, совершающий регулярные полеты.

Произведено: 1 экземпляр.

Как и ВМ-Т, проектировался для перевозки ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». В настоящее время находится в коммерческой эксплуатации.

P.S. Приятно, что в «российскую авиацию» включены украинские самолеты.

А вот самолеты, которые я изучал и на которых работал: Ил-76 и МиГ-29

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.